НИКОЛАЙ РЕРИХ - ВОДИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

РИХАРД РУДЗИТИС

главы из книги

Латвийское общество Рериха

1990

Ответственный за серию: И. Трепша

©1936, “Угунс”, Рига

©1990, Латвийское общество Рериха, Рига

Второе издание

 

МИССИЯ КУЛЬТУРЫ

Для того чтобы претворить на земле мир для всех народов и уничтожить самую возможность войны, Николай Константинович Рерих призывает идти по совершенно другому пути, нежели это делают многие конференции по разоружению. Он желает подойти к сознанию человеческому путём утверждения и созидания блага. “Мир через Культуру” — девиз всего мирного движения Рериха. Победить сознание культурою, победить красотой и знанием, победить всеобъемлющей и всепонимающей духовностью.

“Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания”.

“Нужно разоружиться в сердце и в духе,— говорит Рерих. — Сердце человеческое должно согласиться на разоружение и сотрудничество”.

Нужно снова и снова разъяснять и насаждать в человеческом сознании понятие истинной культуры, для того чтобы человечество ощутило её как нечто священное, чтобы оно никогда не погрешило против культурных ценностей и вместе с тем против самого созидателя и носителя этих ценностей — живого человека. Глубокое понимание культуры и сотрудничество на культурном поприще — должно привести народы к миру.

Наша эпоха смешала, нивелировала, нередко даже запятнала истинное, сокровенное понятие культуры. Современный мир забывает её первичный, священный смысл. Европейская логика весьма часто смешивает культуру с цивилизацией, вечное — с временным, преходящим. Рерих снова и снова призывает разграничивать эти понятия. Культура для него гораздо более широкое, всеобъемлющее, утончённое, первичное понятие, — культура должна обосновывать и одухотворять цивилизацию, как свою составную часть. В то время как культура внедряется глубоко в духовное понимание, цивилизация охватывает жизнь в ее общественно-материалистических формах. В развитии культуры Николай Рерих различает следующие ступени: невежество, цивилизация, образованность, затем интеллигентность, духовное утончение, и лишь после этого человек приобретает способность к синтезу и высшую культурность. Интеллигентный человек, как таковой, ещё не означает истинно культурного человека; для того чтобы стать им, ему нужно быть человеком расширенного сознания, который постигает смысл жизни и закономерность вселенной, человеком, который служит человечеству и воплощению человеческого братства на земле. Итак, культура для Н.К. Рериха — это самое высокое, самое чистое и широкое звучание гаммы всей человеческой сущности. Потому и понятие культуры для него есть нечто истинно святое, потому Рерих и слово Культура часто пишет с прописной буквы. Культура для него — Чаша Грааля, то есть наивысшее понятие, к которому мы должны направить все наши лучшие, творческие мысли.

Прислушиваясь всем сердцем к стремлениям, беспокойству и катастрофам страждущего человечества, Рерих понял, что надо очистить культуру путём очищения и преображения человеческого сознания. Надо помочь направить сдвиг сознания по правильному руслу. Надо возродить первоначальное значение культуры, надо внести в жизнь высокое, оздоравливающее понимание её. Надо озарить культуру светом духовности.

Так Рерих даёт новое, одухотворённое понятие культуры. Возносит её в небывалом сиянии. Окружает её святым ореолом. Делает её лозунгом новой эпохи.

Это первичное понятие культуры для Рериха есть — служение Свету. Такому пониманию он даёт и филологическое обоснование. “Культура имеет два корня — первый друидический… Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь”. Итак, Культ—Ур может означать почитание Света.

Если культура для Рериха есть свет духа, а в последнем для него отражается красота, знание и любовь, то культура — это все высшие, духовные и материальные ценности, всё, что способствует развитию духовного света в человеке. Она — синтез и сотрудничество между всеми видами различных человеческих ценностей. Ибо в свете объединяются все краски и оттенки. Потому и широкое понятие культуры вмешает в себе великое многообразие жизни в единстве. Культура уважает и охраняет индивидуальность и закон индивидуальной свободы. И чем более многозвучной будет палитра культуры, тем богаче и прекраснее будет культура, тем больше возможностей для сотрудничества и эволюции открываются перед ней. Потому-то, наряду с индивидуальным и национальным характером культуры, её признаком является также универсальность и международность: “Идеалы высшей культуры всюду тождественны: ни океаны, ни горы не могут препятствовать дружеским стремлениям человечества”.

С другой стороны, так же как свет требует величайшей ясности, так и основания культуры должны строиться на высокоценном, утончённом качестве. “Если мы дерзаем произносить слово Культура — говорит Рерих, — значит, прежде всего мы ответственны за качество. Корень слова Культура есть высшее служение совершенствованию, но это и есть наше обязательство по отношению к бытию”. Н.К. Рерих, можно сказать, является истинным апостолом качества. Непрестанно он призывает помыслить, как внести в каждый труд наилучшее качество, как освободиться от губительного бремени стандартизации. Думая о культуре, мы должны думать также как сообщить ей наиболее возвышенную утончённость и ясность. Если бы человечество осознало свою великую ответственность за всё качество века, вся культура одухотворилась бы и расцвела непередаваемо.

С другой стороны, понятие культуры не должно оставаться отвлечённым. “Культура, - говорит Рерих, — так тесно связанная с духовностью, прежде всего выражается в изысканном, многообразном творчестве”. Качество, истинно, может выявиться не в механизации, но в просвещённом творчестве жизни, в гармонизации и подвиге жизни. Культурный труд всегда является творческим, некультурный - разрушающим трудом.

Так культура для Рериха не праздничный гость, но наиболее прочное, наисущественное основание и опора сущего. В каких чудесных, восторженных словах воспламеняется дух Рериха, когда он говорит о Культуре:

“Именно, до рисунка на мозгу нужно твердить о насущности Культуры. Нужно твердить во всех возрастах, во всех положениях, во всех народах.

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она ещё не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона — Дома Муз?

Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца... Как благостно касание крыла Культуры, благословляющего колыбель на подвиг и несущего отходящего путника в просветлённом сознании. В несказуемых, неизречённых мерах облагораживается он касанием Культуры”.

Приведём здесь статью Рериха о Культуре — почитании Света, самое чудесное и самое благоговейное славословие, какое человеческое сознание возносило широкотворческой, всегармонизирующей, спасительной мощи Культуры.

"Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.

Если соберём все определения Культуры, мы найдём синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты.

Осуждение, умаление, загрязнение, уныние, разложение, все порождения невежества — не приличны Культуре. Её великое древо питается неограниченным познаванием, просвещённым трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным.

Камни великих цивилизаций укрепляют твердыню Культуры. Но на башне Культуры сияет алмаз-адамант любящего, познающего, бесстрашного Сердца.

Любовь открывает эти Врата прекрасные. Как всякий настоящий ключ, и любовь эта должна быть подлинная, самоотверженная, отважная, горячая. Там, где истоки Культуры, там источники горячи, и бьют они из самых недр. Где зародилась Культура, там её уже нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна.

Потому и радостна пашня Культуры. Радостна даже в самых крайних трудах. Радостна даже в напряжённых битвах с самым тёмным невежеством. Зажжённое сердце не ограничено в великой Беспредельности.

Праздник труда и созидания. Звать на праздник этот — значит лишь напомнить о нескончаемом труде и о радости ответственности, как о достоинстве человеческом.

Труд работника Культуры подобен работе врача. Не одну болезнь знает истинный врач. Не только врач спасает от уже случившегося, но он мудро предусматривает на будущее. Не только изгоняет болезнь врач, но он работает над оздоровлением всей жизни. Сходит врач во все подвалы темнейшие, чтобы помочь осветить и отеплить их.

Не забывает врач о всех улучшениях, украшениях жизни, чтобы порадовать дух поникающий. Знает врач не только старые эпидемии, но готов распознать и симптомы новых несчастий, вызванных гниением устоев.

Имеет здоровое слово врач и к ребёнку, и к старцу, для каждого готов его совет ободряющий. Не прекратит врач познавания свои, иначе он не ответит действительности. Не утеряет врач терпение и терпимость, ибо ограниченность чувств оттолкнёт от него болящих.

Не устрашится врач видом язв человеческих, ибо он мыслит лишь об исцелении. Собирает врач всяческие травы и камни целебные, знает он об изыскании их благого применения. Не утомится врач поспешить на помощь к больному во все часы дня и ночи.

Работнику Культуры присущи те же качества. Так же точно готов он на помощь во благо в любой час дня и ночи. Подобно скаутскому зову, работник Культуры доброжелательно отвечает: “Всегда готов”. Он открыт сердцем ко всему, где опыт и знание его могут быть полезны. Помогая, и сам он вечно учится, ибо “в даянии мы получаем”. Он не устрашается, ибо знает, что страх открывает врата тьмы.

Работник Культуры всегда молод, ибо не дряхлеет сердце его. Он подвижен, ибо в движении сила. Он зорок на постоянном дозоре во Благо, в Познание, в Красоту. Знает он, что есть сотрудничество.

Нитями сердечными объединены работники Культуры. Горы и океаны не препятствия для этих сердец возжжённых. И не мечтатели они, но строители и пахари улыбающиеся.

Посылая привет о Культуре, нельзя послать его без улыбки, без зова дружбы. Так и сойдёмся, так и соберёмся и потрудимся во Благо, во Знание, в Красоту. И сделаем это неотложно, не упустив ни дня, ни часа для строительства доброго" (“Твердыня Пламенная”, П., 1933, с. 93—95).

Рерих жаждет видеть всю жизнь насыщенной излучениями культуры, созерцать культуру как абсолютное мерило качества всех наших повседневных трудов. Всё, что бы ты ни делал, совершай именем всеблагой культуры. Обо всём, что бы ты ни делал, спрашивай, соизмеримо ли оно с культурою?

“Мы имеем право совершенствовать прекрасные открытия лишь во имя Культуры. Мы имеем право петь и радоваться лишь во имя Культуры. Мы имеем право облегчённо создавать лишь во имя великой будущей Культуры. И нет такого чёрствого человеческого сердца, которое бы не смягчилось перед понятием Культуры”.

Непоколебимо убеждение Рериха, что культура должна облагораживать всё сущее, что она должна преобразить жизнь в сиянии подвига. Духовная эволюция каждого человека должна зиждиться на культуре. Не вырастая в духовной культуре, как на солнце, человеческая жизнь теряет своё основание и свой смысл. Ибо что же другое даёт оправдание нашей жизни, даёт “право на существование”, как не накопление в нашей жизни сокровищ культуры?

Именно культура способствовала всему развитию и благосостоянию человечества и народов. Возрождение и расцвет человеческой истории, говорит Рерих, происходили там, где вырастала традиция почитания культуры.

Потому Н.К. Рерих убеждённо верит в грядущую миссию культуры. Бедствия человечества происходят оттого, что оно отступилось от культуры. В культуре самое действенное спасение для человечества. Именно в теперешнюю эпоху разрозненности, когда неистовствуют силы тьмы, “мыслящие круги человечества должны спешно обратиться к осознанию Культуры”. Культура спасёт также от антагонистического сепаратизма, ибо в высших достижениях культуры все народы уже объединены: эти достижения — “синтез всех завоеваний человеческого гения”. Культура даёт человечеству язык международного взаимопонимания, она объединит человечество. Поэтому неслучайно культура, так же как и красота, видится Рериху высшей панацеей, какую знало человечество.

“Сейчас трудно, очень трудно в большом доме планеты. Смутился дух человеческий, смутился во взаимовредительстве. И даже сами силы природы словно бы возмутились. Землетрясения, извержения, потоки, смещения климатов — всё вносит ещё больше смущения и в без того смятенный дух человеческий. Но история знала такие периоды, и человечество уже знает и панацею в бедствиях этих. И эта панацея — Культура. Там, где рука и мозг обессиливают, там непобедимо сердце, а сердце есть Держава Света, есть средоточие Культуры”.

Целителем бедствия и кризисов современной эпохи, по глубочайшему убеждению Рериха, явится обновление понимания истинной культуры и утверждение её в сознании человечества. История нам свидетельствует, “каким образом целые нации миновали надвигавшиеся кризисы, обращаясь к благодетельным истокам Культуры”. Культура для Рериха есть жизнедательное и оздоравливающее начало, созидающий и гармонизирующий принцип.

Вот отчего Н.К. Рерих со столь светлыми, одухотворёнными чувствами взирает на Культуру как на силу, спасающую, украшающую, возрождающую мир, он верит, что её великая миссия, которая воспламенит все сознания, выявится лишь в будущем. Вот отчего Рерих приносит клятву вечной верности Культуре:

“Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык. Это не мечтание! Это наблюдение опыта сорокадвухлетней деятельности на поприще Культуры, Искусства, Науки. И в одном мы можем принести нерушимую клятву — что от охраны Культуры, от Лиги Культуры ни мы, ни последователи наши не отступимся. Нас нельзя разочаровать, ибо наблюдения в поле Искусства и Знания наполняют нас несломимым энтузиазмом. Не одна нация, не один класс с нами, но все множества человеческие, ибо, в конце концов, сердце человеческое открыто Красоте творчества”.

Н.К. Рерих всей своей сущностью принадлежит к той светлой, творящей, гармонической стране Культуры будущего, царству высших воплощённых идеалов, в котором уже ныне обитают умы, направляющие человечество по пути эволюции, и в котором, рано или поздно, также и всё человечество найдёт свою незыблемую обитель.

“Если вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете? — с достоинством вы можете ответить: “Мы хотели бы жить в стране великой Культуры”. Страна великой Культуры будет вашим благородным девизом: вы будете знать, что в этой стране будет мир, который бывает там, где почитаемы истинная Красота и Знание… Ничто не может быть чище и возвышеннее, нежели стремиться к будущей стране Великой Культуры”. Это верование своё Рерих подтверждает и в другом месте:

“В какой стране предпочтёте жить? — Конечно, в стране Культуры. Ваши лучшие помыслы чему вы принесёте? — Культуре. Чему вы посвятите ваши просвещённые труды? — Конечно, Культуре.

Чем вы обновите ваше сознание? — Победным светом Культуры. Не потрясатели ли вы? — В постоянных трудах мы не имеем времени для потрясений. Мы строим. В положительном утверждении и познавании мы стремимся улучшить и украсить жизнь земную”.

И вот неумолчный, огненный призыв Николая Рериха — пусть каждый становится обитателем этой будущей страны, всем своим сердцем и жизнью, пусть каждый становится человеком истинной культуры, культурным деятелем и сотрудником.

Люди истинной культуры для Рериха не мечтатели, но воплотители своих высочайших и прекраснейших мыслей и мечтаний. Рерих постоянно увещевает избегать всего отвлечённого, всего не имеющего связи с живой жизнью, мыслить в конкретных формах и стремиться тотчас же свою мысль реализовать. Назначение и смысл жизни человека культуры — служить культуре, помогать ей, созидать повсюду культуру. Но культура вовсе не отвлечённость, культура есть органически конкретное, творческое выявление. Люди культуры — хотя и являются большими идеалистами, но для Рериха истинный идеализм есть практический реализм.

Далее, люди культуры — это истинные энтузиасты, ибо “культура не может цвести без энтузиазма”. Этот энтузиазм для Рериха не фанатизм, но пламя чистого сердца, синтез знания, накопленный в своей жизни. Люди культуры устремленно горят о культуре, их сердца излучают навстречу ей свой свет. Но своё пламя они каждый миг готовы влить в конкретные формы жизни. Они готовы во всякое время отдать всего себя на Общее Благо, они непрестанно и самоотверженно трудятся во благо света Культуры, они работают над оздоровлением всей жизни. Понимая, что всё наше время стало столь динамичным, что нужды человечества столь спешны и неотложны, они понимают также, “насколько все должно быть сделано спешно и ни одна минута не должна быть потеряна в интересах общественного блага”. Спешно строить и созидать новую державу культуры на земле, спешно устремляться к истинному знанию и красоте, и немедленно воссоздать их также и в жизни. Так Н.К. Рерих призывает к концентрированной, колоссальной активности во благо человеческого будущего.

Будучи большими энтузиастами, деятели истинной культуры являются также большими оптимистами. Ибо они верят в победу Света Культуры, они верят в Мир Новой Культуры. Ибо Культура, по их убеждению, и будет той силой, которая обновит мир.

“Мы, оптимисты, прежде всего должны предотвращать всякую панику, всякое отчаяние, будет ли оно на бирже или в священнейшем Святилище Сердца. Нет такого ужаса, который, вызвав к жизни ещё большее напряжение энергии, не мог бы претвориться в светлое разрешение”.

Если уже само понятие культуры вмещает в себе сотрудничество между ценностями, то культура есть также сотрудничество между самими созидателями и носителями этих великих ценностей. Потому культурный деятель и стремится к культурному сотрудничеству, он всеми силами старается способствовать взаимопониманию, объединению и содружеству индивидов и народов. Лишь в сердечном сотрудничестве людей культуры, когда один делится своим жизненным опытом с другим, когда один поддерживает другого своим накопленным светом, и, наконец, когда все работают по своим истинным способностям, — культура может расцвести как самый чудеснейший сад.

Осуществлённый в таком сотрудничестве созидательный, культурный труд будет трудом высокой ответственности. Ответственность перед культурой, ответственность перед нашей планетой, которую мы не должны загрязнять; ответственность перед будущими поколениями, которым нам нужно передать нашу землю как цветущий сад; и, наконец, ответственность перед Беспредельностью. Такою чуткостью ответственности Рерих призывает насыщать каждое мгновение нашего дня.

Так Н.К. Рерих приходит как апостол всекультурного и всечеловеческого сотрудничества и содружества. Нужно внести взаимопонимание и согласованность как среди всех истинных ценностей, так и между всеми людьми, всеми организациями и нациями. Ни один, даже незначительнейший индивид или нация не должны исключаться из сотрудничества на поле культурных возможностей. Если творческий центр культуры есть сердце, если признак культуры — человечность, то этот признак человечности должен принадлежать также отдельным созидателям культуры — личностям и народам. Всякое сотрудничество возможно единственно на почве гуманности и всечеловечности. Потому и каждый народ, для того чтобы он стал способным на истинный духовный и материальный прогресс, чтобы он мог сотрудничать с другими братьями, должен освободиться от узкого эгоизма. Именно, из уважения к истинному национализму Н.К. Рерих жаждет, чтобы каждый народ, развивая свои индивидуально-национальные способности, совершенствуя себя, сделался бы необходимым созвучием в хоре всех народов. Люди должны открывать свои неповторимые национальные богатства друг другу, сердца народов должны соприкасаться с сокровенными чаяниями своих собратьев, они должны обмениваться осуществленными сокровищами этих мечтаний. Они должны “претворить в себе, пропустить через своё сознание достижения всех народов”, только тогда они поймут, что основным элементом национальной культуры должна быть также всечеловечность; только таким образом — из своей ограниченной односущности народ включится в сотрудничество всех обитателей планеты. Н.К. Рерих мечтает об истинном звучании души каждого народа, он призывает возвысить понятие национализма в его чистом, симфоническом благозвучии.

Невозможно не заметить, что в своих бесчисленных сношениях с культурными деятелями Н.К. Рерих является всегда утвердителем и созидателем: он во всём ищет зерно культуры, утверждает его в каждом и выносит его на свет, глубоко ощущая святость всякого, хотя бы малейшего, но истинно культурного начинания. Само понятие отрицания для него было всегда глубоко противным. Н.К. Рерих неустанно борется против отрицания и осуждения. На своём многолетнем этическом опыте Рерих постиг великое зло всякого отрицания: оно затмевает свет сердца, оно задерживает творческие выявления. “Как мертвенно отрицание и осуждение, и как творяще и созидательно каждое понимание, — говорит Рерих в своём слове об апостоле любви и терпимости Св. Франциске. — Любить — значит прощать. Прощать — значит понять… Взгляните на осуждающего, и вы сразу убедитесь, что он прежде всего не создатель”.

Снова и снова Рерих утверждает в своих произведениях:

“Мы утомлены разрушением и отрицанием. Положительная созидательность есть основное качество духа человеческого. В жизни нашей все, что может поднять и облагородить дух наш, должно иметь господствующее место”.

“Пусть не слишком приковывают внимание к отрицательным явлениям. Всякое безобразие и невежество затемняюще и заразительно. Пусть идут позитивным, светлым путём. Как всегда, будем помнить, что только искры строительства зажигают сердца и создают творящую радость”.

“Всё человечество разделено на “да” и “нет”. Мы же пребудем с теми, в природе которых звенит открытое, светлое “да”. Берегитесь утверждать “я” и “нет”!”

Так Рерих характеризует деятелей культуры, строителей великого будущего, к которым он и сам принадлежит:

“Мы принадлежим к положительным строителям и избегаем всякого отрицания. Не будучи безжизненными пацифистами, мы хотели бы видеть Знамя Мира развевающимся, как эмблему новой, счастливой эры. Мы не отвлечённые идеалисты. Наоборот, нам кажется, что тот, кто хочет украсить и облагородить жизнь, тот является настоящим реалистом”.

Вместе с утверждением позитивного в каждом человеке нужно отметить также большую терпимость Николая Рериха. В своей статье “Терпимость” он пророчески сурово порицает фанатичную нетерпимость. “Нетерпимость есть признак низости духа, — цитирует он из Учения Живой Этики. — В нетерпимости заключаются задатки самых дурных действий. Нет места явлению роста духа, где гнездится нетерпимость”... История свидетельствует, что мрачная нетерпимость разрушала самые высокие культурные ценности. Где нет терпимости, там не выявляется также понимание души другого и доверие, там нет и человеколюбия. Н.К. Рерих противник умаления и отрицания кого бы то ни было, ибо это было бы некультурно и постыдно. К такой взаимной терпимости и пониманию Рерих призывает особенно сотрудников на поприще культуры: “При взаимных встречах священно нужно охранить достоинство Культуры. Всякая ссора уже будет признаком а-культурности. Всякое сомнение в правоте собрата тоже будет довольно антикультурно. Всякое желание заставить мыслить по своему рецепту — не может служить признаком культурности”. Рерих благоговейно склоняет голову перед терпимостью и великой духовной вместимостью Христа, приводя притчу о милосердии самаритянина, который не взирал на воззрения, но прислушивался к сердцу. В другой статье он касается случаев, где в религии проявлялась терпимость, и можно чуять, что сердце его радуется о ней. Так, он указывает, что в одной нью-йоркской церкви баптистов рядом с ликами Христа изваяны на портале также образы Конфуция, Будды и Магомета, также и великие философы и учёные занимают место рядом со Святыми и Вождями религии. Такие примеры всеобъемлющей терпимости наиболее характерны для восточных народов, часто преклоняющихся пред подвижниками каждой из религий. Рерих от всего сердца советует уже с детства, с первых дней пробуждения сознания, искоренить всякий зачаток нетерпимости. Вместо взаимного раздора и вражды, в школах надо пробудить мечты о подвиге, о великодушии, священный трепет сердца перед нескончаемостью созидательного труда, надо укрепить в ребёнке сознание сотрудничества; ибо оно способствует взаимопониманию и терпимости.

Рерих признаёт, что воистину пришло время изъять мученичество за Высшую Истину. Разве это не постыдно для всего нашего культурного века, что трагическая жизнь Спинозы, Джордано Бруно, Галилея повторяется всё ещё и в наши дни, как последствие нетерпимости и душевной узости фанатичной толпы. Космический Закон не только признаёт, но и утверждает многообразие человеческих путей и творчества: “На каком бы пути ни приблизился ко Мне человек, на том пути и благословляю его”,— цитирует Рерих из заветов Бхагавадгиты слова Кришны. “Поверх всех разделений существует великое единение”. Это великое космическое единение объединяет все индивидуальные элементы, без многообразия не было бы и симфонии.

Наряду с терпимостью Рерих призывает к дружелюбию. Дружелюбие и благожелательство ко всем живым существам несёт в себе мир и любовь. Оно является творческим началом, обновляющим жизнь непрестанным созиданием и строительством: ибо благие мысли о другом возвышают и созидают другого. Рерих понимает, что никогда ещё мир не нуждался в такой мере дружелюбия, как в наши дни, когда столько смущающего взаимонепонимания, взаимного отрицания.

“Мы должны думать не только о том, что свойственно лишь очень немногим избранным. Учитель Великий шёл ко всем. Все заповеди говорят о том, что принадлежит всем. Из простейших начал всем, всем, всем заповедано дружелюбие. В пламенении сердца это дружелюбие претворится и в любовь, в ту самую животворную, чудесно творящую любовь, которая во всём оружии Блага указывает: "Да живёт всё живущее".

Лишь терпимость и дружелюбие, это признание души другого, признание Бога своего собрата, это утверждение существования другого человека и соучастие в нём, — может привести к взаимному сотрудничеству и пониманию. Единственно в терпимости и чуткости гармонизированное содействие может раскрыть возможности самому широкому, самому одухотворённому синтезу культурных ценностей.

“Синтез самый вмещающий, самый доброжелательный может создавать то благотворное сотрудничество, в котором всё человечество так нуждается сейчас. От высших представителей духовного мира до низшего материалиста-торговца — все согласятся на том, что без синтетического сотрудничества никакое дело не может быть построено. В Культуре целых государств мы видим, что там, где был понят и допущен широкий синтез, там и творчество стран шло и плодотворно и прекрасно. Никакое обособление, никакой шовинизм не даст того прогресса, который создаёт светлая улыбка синтеза”.

Николай Рерих верит, что мы находимся сейчас в преддверии очень знаменательного времени, времени сознательного синтеза и духовности, когда дух человеческий не будет больше в такой мере расколот предрассудками и стихиями, как до сих пор, но свободно, целостно и дружелюбно будет устремляться к Свету.

 

ЛИГА КУЛЬТУРЫ

 

Будучи, по своей сущности, настоящим реалистом-строителем и воплотителем, Н.К. Рерих всегда пытался осуществить свои идеи в многосторонних и монументальных жизненных начинаниях.

Вспомним посвящённый его искусству 29-этажный небоскрёб-Музей в Нью-Йорке, в котором, кроме картинной галереи, объединены и другие культурно-художественные учреждения. Вспомним его педагогические идеи и осуществления1. Далее — многочисленные общества имени Рериха, раскинутые по всему миру. Его Научный институт в Гималаях. Две его научные экспедиции в Тибет и Монголию, увенчанные исключительным успехом. И наконец — его Знамя Мира, принятое всеми державами Америки, вдохновившее и сплотившее вокруг себя многих выдающихся поборников культуры.

Так и идее Культуры он стремится дать мощные, неколебимые, многокрасочные формы.

Вся жизнь Рериха есть пламенный призыв ко всем — возродить уважение к святости истинной культуры. Для того чтобы распространить и привить идею культуры в самых широких массах, нужно её утвердить в ребёнке уже со школьного возраста; с другой стороны, нужно осветить её среди тех членов общества, сознание которых открыто касаниям света. Уже в своём воззвании к первой конференции Пакта Мира в Брюгге, Рерих предлагает распространить во всех народах мысль об одном общем, всемирном Дне Культуры, когда одновременно во всех школах, просветительных учреждениях и обществах нашей планеты — возвещалось бы о сокровищах культуры отдельных наций и всего человечества. Чтобы хоть на один только день миллионы сердец соприкоснулись и объединились в единой мысли о самых светлых достижениях человечества, о той Храмине Красоты, которую подвижники человечества строили своими бескорыстными мечтами. Современное благотворное начинание — “неделя культуры”, уже принятое в некоторых странах, должно стать необходимым международным и всечеловеческим фактором, чтобы ни одно сознание не миновало его благодатного касания.

С целью защиты знамени истинной культуры от натисков тёмных, антикультурных сил, Н.К. Рерих призывает все светлые культурные силы к объединению. Для того чтобы создать непоколебимую твердыню культуры, все друзья культуры, общества и организации должны идти рука об руку. Но такое культурное объединение может расцвести лишь тогда, когда деятельность отдельных индивидов и организаций соизмерима с мерилом истинных культурных ценностей, когда культура обладает высоким качеством, когда она служит всеобщему благу, улучшению жизни народов, а не эгоистическим, некультурным целям. Но применение такого всеобщего высшего мерила и контроль возможны лишь в координирующем центре, куда другие единения соподчинённо вошли бы на основах культурного сотрудничества.

С такой целью Н.К. Рерих основывает Всемирную Лигу Культуры, всеобъемлющий сотруднический союз, где объединились бы все культурные, научные и художественные общества и учреждения каждого народа, а также и отдельные личности, работающие в пределах культурных путей, не теряя, конечно, при этом объединении своих индивидуальных целей и свободы развития. Лига Культуры — “как бы Обширнейший Храм, в котором каждый, стремящийся к Общему Благу и к усовершенствованию жизни, находит себе место” (Е.И. Рерих). Так уже все многочисленные общества, группы, содружества и учреждения в разных странах, объединившиеся около имени Рериха, представляют из себя части Всемирной Лиги Культуры.

Таким образом, все деятели культуры жили бы в сотрудничестве, как единая семья, и так стократно способствовали бы расцвету своего народа, между тем как теперь во многих странах весьма часто бывают случаи, когда культурные общества действуют одно другому наперекор. С другой стороны, в каждой стране создался бы могучий центр культуры, который регулировал бы и продвигал культурное сознание страны и который придал бы ему новую жизнь и красоту и импульсы.

Приведём здесь устав Всемирной Лиги Культуры, представляющий истинно знаменательное начертание для грядущего, свободно содружественного, но подчинённого культурному водительству объединения всех созидательных сил народа.

 

Во имя истинного мира. Во имя объединения культурных сил. Во имя охранения творческих сокровищ человечества от тёмных сил разрушения. Во имя просвещения народного учреждается Лига.

1. Всемирная Лига Культуры есть кооперативное объединение научных, художественных, промышленных, финансовых и прочих учреждений, обществ и личностей, работающих в пределах культурных путей.

2. Организации, общества и другие коллективы вступают в Лигу на автономных началах, не теряя ни своей индивидуальности, ни наименования, но для взаимопомощи в различных сферах общения.

3. Все организации, вступившие в Лигу, посылают своего избранного представителя в Совет Лиги. Таковые Советы имеются в каждой стране и могут, в случае надобности, выделять из своего состава комиссии по специальным вопросам.

4. Председатели отделов Лиги образуют Верховный Совет, под председательством Верховного Президента. Представители отделов сносятся или через Верховного Президента, или непосредственно, но препровождая копию сношения в секретариат Верховного Президента.

5. Для обсуждения вопросов общего значения могут быть созываемы общие или частичные конференции, на которые могут быть приглашены, по постановлению местного Совета, также учреждения и лица, не вошедшие в Лигу, но могущие оказать помощь делу Культуры своими познаниями.

6. Выступления Лиги могут быть или совершенно самостоятельны, или в сотрудничестве с одним из вошедших в Лигу учреждений. В последнем случае, в объявлениях помещаются кооперативно оба действующих учреждения. Во всяком случае, Лига есть начало способствующее, но ни в коем случае не препятствующее и не стесняющее.

7. Верховный Совет Лиги или собирается по приглашению Президента, или члены его сносятся между собою (за дальностью расстояний) письменно обо всех мероприятиях, во имя и на процветание Культуры, как основы человеческого прогресса.

Лига Культуры разделяется на десять секций: они обнимают все те отрасли жизни, которые стремятся одухотворить прогресс человечества. Программа Лиги Культуры оттого весьма обширна: она охватывает полифоническое течение всей жизни. Здесь есть секция мира, которая способствовала бы утверждению идеи мира и охране культурных ценностей. Далее — секция духовного совершенствования, которая охватила бы философско-религиозные общества и давала бы импульсы духовному продвижению народа. Научная секция заботилась бы о популяризации новейших научных достижений и претворении их в жизненные формы. Секция искусства пыталась бы сделать красоту смыслом и содержанием жизни. Секция материнского вопроса и воспитания укрепила бы в сознании святость материнства и взяла бы на престол царственный спасителя будущего — ребёнка.

Задача Лиги Культуры поистине величественна: преобразить жизнь общественную в гармоничную систему, согласовать сотрудничество духовных и материальных ценностей, широко сеять образование, возвысить качество труда и творческие импульсы.

“В широком размахе Лига Культуры должна способствовать всему прекрасному, всему познавательному. Из неё должно исходить облагорожение юных поколений, сердце которых в существе своём всегда звучит на героизм подвига”.

В своих произведениях Н.К. Рерих часто упоминает Лигу Культуры, в которой объединились бы, воистину, все начинания и силы красоты и знания. Рерих понимает, что именно в наши дни для спасения человечества более всего надобна координация и система во всех областях культуры.

Если такая благая, авторитетная координирующая сила необходима для каждого народа и для всей нашей планеты, то такая сила необходима и для культуры и её проявлений.

 

ЖЕНЩИНА И КУЛЬТУРА

 

Когда основания Культуры подвергаются опасности, когда тело и дух человеческий растревожены и исходят кровоточащими ранами, тогда над взбудораженными стихиями снова подымается какая-то тихая, чудесная сила, назначение которой — излечивать человека, измученного в диссонансах и в безумии, и вести его к разуму сердца лёгкими касаниями духовности. Эта сила — Вечная Женственность. Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине, которая сама окрещена огнём страданий. Когда миру трудно, обращаются к женщине, сердце которой поймёт также боль о ранах культуры и духа. — Таким величественным гимном неотъемлемой духовной мощи женщины, женской миссии, звучит письмо Николая Рериха “Женскому Сердцу” — Федерации женских клубов в Америке, представляющей более чем три миллиона женщин:

“Когда более не помогают расчёты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают женщину. Когда расчётливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце. Истинно, когда злоба измельчает решение разума, только сердце находит спасительные исходы. А где же то сердце, которое заменит сердце женское? Где же то мужество сердечного огня, которое сравнится с мужеством женщины у края безысходности? Какая же рука заменит успокоительное прикосновение убедительности женского сердца? И какой же глаз, впитав всю боль страдания, ответит и самоотверженно, и во Благо? Не похвалу женщинам говорим. Не похвала то, что наполняет жизнь человечества от колыбели до отхода. "Кому же давали венки? Издревле венки давались героям и были принадлежностью женщин. И женщины древности, в гадании, снимали эти венки и бросали их в реку, при этом всегда думая не о себе, а о ком-то другом". Если венок-венец есть символ геройства, то именно запечатление этого геройства — когда он снимается во имя чего-то или кого-то другого. И это не только бездеятельное самоотвержение. Нет, это действенный подвиг! И опять не будет похвалою, но действительностью, когда мы сопоставляем женщину с подвигом.

Ушло средневековье с унижением и умалением женского достоинства. Люди опять осознали грядущую эпоху Матери Мира. И опять меч подвига в руке Жанны д'Арк. И опять сияние, но не зарево костра, а пылание сердца. Сколько тьмы, сколько уродливых порождений злобы и невежества сожжёт это сердце пылающее! Сколько пошлости, сколько безумных умалений достоинства человеческого сметёт луч сердца женского, осознавшего венок-венец, ей вручённый.

Когда мы говорим о Культуре, разве мы не имеем в виду, прежде всего, женщину, которая неудержно, широко понесёт Знамя утончённой, возвышенной Культуры во все концы, от колыбели до трона…

Ваше трёхмиллионное воинство женское одобрило и приняло наше Знамя Культуры и Мира. Сердце женское живёт не одними словами, но подвигом. Так было во всей истории человечества. Потому понимаем, что, одобрив и приняв Знамя Культуры и Мира, женщины и понесут его так же действенно, как может пылать священным огнём женское сердце.

Не только благодарить хочу Вас, женщины воинство Матери Мира, за принятие Знамени Культуры и Мира. Но настоящим хочу отметить исторический факт, как три миллиона женщин Америки поняли и приняли Знамя Культуры как нечто неотложное и нужное во общее спасение и воссоздание традиций Света и Красоты…

Именно женщина, от очага до правительства, насаждает основы Культуры. Первое слово о Культуре ребёнок, в той или иной форме, услышит от матери… Именно женщина наиболее самоотверженно, без личного эгоистического начала вносит культурные основы в строение как своей малой семьи, так и великой семьи народов” (“Твердыня Пламенная”, с. 311—314).

Воистину, именно хрупкая, самоотверженно прекрасная рука женщины подымет Знамя Культуры и Мира на такую высоту, что его не коснётся больше мелочное дыхание отрицателей духа. Именно свет прекрасно-чуткого женского сердца счистит ржавчину тьмы с оснований культуры.

В другой своей статье “Стража Матери Мира” — в письме к Федерации женских клубов штата Нью-Йорк, которая тоже примкнула к Знамени Мира, Николай Рерих пишет:

“Да, воспитание всех народов в истинной культуре совершится под Знаменем Мира, ибо Мир и Культура нераздельны. Кто же, как не женщина, внесёт в дух человеческий высшее понятие Культуры?… Перечисляя подвиги женщин, мы напишем историю всего Мира. Перечисляя экстазы озарения, мы перечислим глаза женщин. Изучая сотрудничество, мы увидим руку женщины. Подвиг, вдохновение, сотрудничество — все эти сокровища женщина приносит Культуре”.

Учения Востока свидетельствуют, что ныне наступает эпоха Матери Мира, новая, озарённая Эра Духа — эпоха женщины, когда разрешение судьбы нашей планеты будет дано в руки женщины, когда женщине будет принадлежать одухотворённая роль в очищении и гармонизации старых ценностей и в созидании новых. Также и Рерих, глубоко уважая женщину, убеждённо верит в возвышенную миссию и громадное значение её в будущем. Страницы, на которых Рерих запечатлел своё преклонение перед Вечной Женственностью, напоминают нам экстатические рифмы Данте или трубадуров, или же пророческие строки Достоевского: “На … женщину мы возлагаем все свои надежды, от неё низойдёт духовное возобновление и нравственный подъём нашего общества”.

В своём “Обращении к женщинам”, выражая радость по поводу основания Единения Женщин, Н.К. Рерих говорит:

“Кто же, как не женщина, должна сейчас восстать и объединиться во имя Культуры и Прекрасного? Ведь именно женщине было суждено первой благовестить о Воскресении…

Под многоразличными покровами человеческая мудрость слагает всё тот же единый облик Красоты, Самоотверженности и Терпения. И опять на новую гору должна идти женщина, толкуя близким своим о вечных путях.

Сестры Золотой Горы — скажут на Западе. Сестры Алтая — скажут в Азии. Матери, жёны, сестры, возлюбленные — всё это запечатлевается поверх наречий и границ земных. Ещё раз в этом единении нам покажется единый смысл Красоты, и единым покажется подвиг, единою — всесвязующая и дающая силы Благодать…

Женщины, ведь вы соткёте и развернёте Знамя Мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжёте у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте. Вы научите их благословенной иерархии знания. Вы скажете малым о творчестве мысли. Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятие героизма и подвига. Вы первые скажете малым о преимуществе духовных ценностей. Вы произнесёте священное слово Культура.

Великое и прекрасное дело заповедано вам, женщинам!

Привет и поклон вам!”

Как величавый пример женщины будущего, истинный образ женственной одухотворённости и самоотвержения, достигший широкой амплитуды духовности — гармонизации сердца и интеллекта, излучение духовной мудрости которой охватывает горизонты Новой Эпохи,— нужно упомянуть Елену Ивановну Рерих. Вдохновение её духа ощущается сквозь весь ритм труда Музея и Обществ имени Рериха. Она основала при центре Музея Рериха Всемирное Единение Женщин, “с целью дать женщине её настоящее место в Эре Великой Матери”. В широкообъемлющей программе этого Единения Е.И. Рерих начертала столь величественные задания женщине:

“Цель Единения Женщин — объединить женщин, тех женщин, которые чувствуют необходимость наполнить течение жизни истинной культурой и духовностью. Они суть те, которые должны нести знамя самопожертвования и красоты; они суть те, которые должны показать человечеству пример истинного сотрудничества; они суть те, которые должны поднять Знамя Великого Сердца Матери Мира”.

Итак, цель Единения Женщин — объединить всех женщин мира, для того чтобы они осознали и развязали свои могучие духовные силы и осуществили свою истинную миссию. Цель Единения пробуждать человеческое сознание, для того чтобы женщина получила возможность в гармонии и дружестве сотрудничать с мужчиной во всей семейной и общественной жизни, и чтобы женщина во всех правах уравнялась с мужчиной. Причина всего грозного современного человеческого бедствия и разновесия мира в том, что человечество забыло великий Закон Космической Гармонии и что оба великие Начала — основания этого Закона — женское и мужское — не уравновешены. До сих пор в мире властвовал агрессивный мужской принцип, который устремлялся к войнам и власти, который слишком мало прислушивался к одухотворённому любовью и трепетом чуткости голосу женского сердца. Этот сокровенный, выросший в страданиях и самоотверженности голос женского сердца всегда знал путь истинного знания, истинной красоты и духовности, но до сих пор ему нелегко было выявиться, и он часто подавлялся предрассудками всего окружения и потёмками социальной ограниченности. Но всё же лучшему, что мужской принцип сотворил в истории человеческой культуры, импульс большей частью дала женщина. Но женщина должна очистить и самые тёмные стороны мужского сознания. Женщина теперь должна сознательно подойти к своему высшему назначению: она должна пересоздать, перевоспитать мужчину, она должна восстановить утраченное равновесие мира. Ибо в руках женщины дитя — наиболее чудесный и возвышенный цветок утра. В руках женщины будет и всё человечество и вся культура, лишь только она осознает свою неотъемлемую мощь и миссию. Женщина должна возжечь огонь своего сердца в сиянии и поставить это сердце как учителя и спасителя. Она должна научить и мужчину слушаться не интеллекта, но следовать голосу своего чистого сердца — этого синтеза разума и чувств.

Воистину, всё человечество и наша планета преобразились бы, если бы оба Начала сотрудничали, совместно и с полным сознанием работая во благо человеческой эволюции, одухотворяя и вдохновляя друг друга, если женщина передала бы мужчине нежность и красоту своего сердца, свою жажду самопожертвования и желания служить, а мужчина, со своей стороны, одарил бы женщину большим дерзновением, силой ума и устремлением к познанию. Новая эпоха Матери Мира должна наступить вместе с человеческим равновесием и справедливостью, и близость этой великой гармонии мы уже чувствуем.

Кончим призывом огненного сердца Елены Ивановны Рерих:

“В тяжкие дни космических катаклизмов и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении.

Пусть теперь женщина — Матерь Мира — скажет: “Да будет Свет!”

Каков же будет этот Свет и в чём будет заключаться огненный подвиг? — В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано — Любовь, Знание и Красота.

Да, лишь сердце женщины-матери может собрать под это знамя детей всего мира, без различия пола, рас, национальностей и религий.

Женщина — Мать и жена, свидетельница развития мужского гения, может оценить всё великое значение культуры мысли, знания.

Женщина — вдохновительница Красоты знает всю силу, всю синтетическую мощь Красоты.

Итак, немедленно приступим к несению Великого Знамени Новой Эры, эры Матери Мира. Пусть каждая женщина раздвинет пределы своего очага и вместит очаги всего мира. Эти многочисленные очаги укрепят и украсят её очаг.

Будем помнить, что каждое ограничение ведёт к разрушению и каждое расширение даст созидание. Потому всеми силами устремимся к расширению нашего сознания, к утончению нашей мысли и чувствований, чтоб этим огнём зажечь наши очаги” (см. Н.К. Рерих. “Держава Света”, NY, 1931, с. 54).

1На протяжении 12 лет (1906—1917) Н.К. Рерих был директором Императорской Школы Общества поощрения художеств в Петербурге. — Прим. пер.

Hosted by uCoz