Примечания

к I отрывку из “Книги золотых правил”

ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ

1. Слово Iddhi на языке Pali соответствует санскритскому Siddhis — психические способности, сверхъестественные силы в человеке. Есть два рода Siddhis. Первая группа обнимает низшие, грубые, психические и ментальные энергии, в то время как другая требует наличия самого высокого развития духовных сил. Кришна в Shrimad Bhagavat говорит: “Тот, кто занят совершением йоги, кто подчинил себе свои чувства и сосредоточил сознание свое на мне (Кришне), — такому йогу все Siddhis готовы служить”.

2. Беззвучный голос, или “Голос Безмолвия”, буквально, быть может, следовало бы читать “голос духовного звука”, так как Nada — санскритский эквивалент термина языка Senzar.

3. Dharana — глубокое и полное сосредоточение сознания на внутреннем объекте, сопутствуемое совершенным отрешением от всего, принадлежащего внешнему миру или миру чувств.

4. “Великий Учитель” — термин, употребляемый лану и челами (учениками) для обозначения высшего “Я”. Оно соответствует Avalokiteshvara и есть то же, что Adi-Buddha у буддийских оккультистов, Atma у браманов и Христос у древних гностиков.

5. Душой здесь названо человеческое “я”, или Manas, что соответствует в нашем семеричном оккультном делении человеческой душе, в противоположность духовной и животной душам.

6. Maha Maya, великая иллюзия, объективный мир.

7. Sakkayaditthi, заблуждение личного существования.

8. Attavada, ложная вера в душу или, вернее, в отдельность души или “я” от единой мировой бесконечной души.

9. Tattvajnana, то, что познает или отличает принципы в природе и в человеке; Atmajnana, то, что познает Atma — единое мировое “Я”.

10. Kala-Hamsa, птица или лебедь. Nadavindupanishat (Rig Veda) говорит (в переводе Кумбаконамского Теософ. общества): “А” рассматривается как правое крыло птицы Hamsa, “U” — ее левое крыло, “М” — хвост, а Ardhamatra (ударение) называется ее головой.

11. Понятие о вечности на Востоке совсем иное, чем у нас. Обыкновенно оно означает 100 лет или один век Брамы, длительность одной Maha-Kalpa, или период в 311.040.000.000.000 лет.

12. Упомянутое выше Nadavindu говорит: “Йог, воссевший на Hamsa (созерцающий Aum), не подвержен влиянию Кармы и кроров1 грехов”.

1Так в оригинале. — Прим. ред.

13. Отдай жизнь своей физической личности, если хочешь жить в духе.

14. Три состояния сознания, которые суть: Iagrat — бодрствующее, Svapna — состояние дремоты и Sushupti — состояние глубокого сна. Эти три состояния во время йоги ведут к четвертому —

15. Turiya — состоянию высшей духовной созерцательности; наивысшее состояние; то, которое дальше сна без сновидений.

16. Некоторые мистики Востока помещают семь планов бытия, семь духовных Loka, или миров, в тело Kala-Hamsa, лебедя вне времени и пространства, становящегося лебедем во времени, когда Брахман делается Брамой.

17. Мир феноменов, мир чувств и земного сознания.

18. Чертог предварительного обучения.

19. Область астрала, мир психических сверхчувственных восприятий и обманчивых видений — мир медиумов. Это великий “астральный змий” Элифаса Леви. Ни один цветок, сорванный в этой области, не был перенесен на землю без змеи, обвившейся вокруг его стебля. Это мир великой иллюзии.

20. Область полного духовного познания, выше которой нет более опасностей для того, кто ее достиг.

21. Посвященный, ведущий ученика посредством передаваемого ему познания к духовному, или второму, рождению, называется Отцом, Guru или Учителем.

22. Ajnana, невежество или неведение — противоположность познанию Inana.

23. Mara в экзотерических религиях — демон, Азура, но в эзотерической философии — это олицетворение соблазнов, происходящих от человеческих пороков, и в буквальном переводе означает “то, что убивает” душу. Он изображается как царь (маров) с венцом, в котором сверкает драгоценный камень такой яркости, что ослепляет всякого, взирающего на него. Этот блеск означает, конечно, притягательную силу, которую порок имеет над некоторыми.

24. Внутренняя сердечная камера, называемая в санскрите Brahma-pura. “Огненная сила” есть Kundalini.

25. “Сила”, “Мать вселенной” — названия, даваемые Kundalini, одной из мистических сил йога. Это есть Buddhi, рассматриваемое как активный, а не как пассивный принцип (которым он обыкновенно является, например в случае рассматривания его как орудия или облачения высшего духа, Atma). Это электродуховная творческая сила, которая, раз она приведена в действие, так же легко может убивать, как и творить.

26. Kechara, “небесный путник”, или “идущий по небу”. Как объясняется в шестой Adhyaya Inaneshvari — этой царственной мистической книге, — тело йога становится как бы созданным из ветра; оно становится подобно “облаку, из которого члены выступают как побеги”, после чего он (йог) созерцает вещи по ту сторону морей и звезд; он слышит язык дэв и понимает его, он познает, что происходит в сознании муравья.

27. Высшее “Я”

28. Vina, индусский струнный инструмент, подобный лютне.

29. Шесть принципов; это означает, что низшая личность уничтожена и внутренняя индивидуальность погрузилась и растворилась в седьмом или в духе.

30. Ученик стал единым с Брахманом или Atma.

31. Астральная форма, образованная камическим принципом; Kama-Rupa, или тело желаний.

32. Manasa-Rupa. Первое относится к астральному и личному “я”; второе — к индивидуальности или воплощающемуся “я”, сознание которого на нашем плане низшего манаса парализовано.

33. Kundalini, змеевидная сила или мистический огонь; она называется змеевидной или кольцеобразной силой, ввиду ее спирального движения и работы в теле аскета, развивающего эту силу в себе. Это электрическая, огненная, оккультная и фохатическая сила, великая, первичная сила, лежащая в основе всей органической и неорганической материи.

34. Этот Путь упоминается во всех мистических творениях. Кришна говорит в Jnaneshvari: “когда сей Путь осознан... движешься ли ты к рассвету востока или к покоям запада, о лукодержатель, странствие по этому Пути происходит без движения. На этом Пути, куда бы ты ни шел, этим местом становишься ты сам”. “Ты есть Путь” — говорится Адепту-Guru, и то же самое говорится ученику после посвящения. “Я есмь Путь...” - говорит другой Учитель.

35. Адептство, цвет Bodhisattva.

36. Tanha, воля к жизни, страх смерти и любовь к жизни; сила или энергия, являющаяся причиною воплощения.

37. Мистические звуки или мелодия, которую слышит аскет в начале цикла медитации, называемая йогами Anahatashabda. Anahata есть четвертое из чакр.

38. Это означает, что в седьмой стадии развития, которая в оккультной системе называется Dharana, каждый орган чувств, как представитель индивидуальной способности, должен быть “умерщвлен” (или парализован) на этом плане, переходят погружаясь в седьмое чувство, наиболее духовное.

39. См. примечание 3.

40. Каждая ступень развития в Raja-Yoga символизируется геометрической фигурой. В данном случае это священный треугольник и предшествует Dharan'e. Треугольник есть знак высокого чела, тогда как треугольник другого рода есть знак высоких посвященных. Это символ для “Я”, о котором говорил Buddha и который он употреблял как символ для воплощенной формы Tathagata, освобожденной от трех способов Prajna. Когда низшие предварительные ступени пройдены — ученик более не видит треугольник но —; сокращение для —, полной семерицы. Истинная форма не дается здесь, потому что она непременно была бы загрязнена обманщиками или осквернена использованием для злостных целей.

41. Звезда, горящая наверху, есть звезда посвящения. Знак Shaiv'ов, поклонников Шивы, покровителя всех йогов, есть черный круг, в настоящее время символ солнца, но в древнем оккультизме он изображал звезду Посвящения.

42. Upadhi — основа вечно недостижимого пламени, пока аскет пребывает в этой жизни.

43. Dhyana есть последняя ступень перед окончательной на этой земле, кроме случая, когда адепт становится действительным Mahatma. Как уже сказано, на этой ступени Raja-йог еще сохраняет духовное самосознание и сознание деятельности своих высших принципов. Еще один шаг дальше — и он перейдет на план по ту сторону седьмого или четвертого, согласно учению некоторых школ. В отличие от предварительных упражнений для контролирования сознания и мыслей, называемых Pratyahara, они называют их Dharana, Dhyana и Samadhi и все вместе общим именем Samyama.

44. Samadhi есть состояние, при котором аскет теряет сознание всякой индивидуальности, включая и свою собственную, он становится Всем.

45. Четыре рода истины, согласно северному Буддизму, суть: Ku — страдание или несчастье; Tu — подверженность соблазнам; Mu — их преодоление и Tau — Путь. “Пять преград” суть: познание страданий, истина о человеческой бренности, тягостное принуждение и абсолютная необходимость освобождения от всех уз страсти и даже желаний. “Путь спасения” — последняя преграда.

46. У преддверия собраний, царь маров Maha-Mara стоит, стараясь ослепить стремящегося сверканием своего драгоценного камня.

47. Это четвертый путь из пяти путей перевоплощения, которое ведет и ввергает человеческие существа в состояние нескончаемых горя и радостей. Эти пути лишь подразделения одного Пути, которым следует Карма.

Hosted by uCoz