АГНИ ЙОГА
РОССИЯ НАСТОЯЩАЯ И БУДУЩАЯ
Тема “Россия” взята из книг “Агни-Йога” (“Живая Этика”) и составлена в той последовательности, в какой издавались эти книги. В сборник вошли также выдержки из писем Елены Ивановны Рерих и отрывки из произведений Николая Константиновича Рериха.
Названия источников имеют следующие сокращения, проставленные в начале цитат:
“Листы Сада М.”, 2-я часть, “Озарение” — Оз. §; “Община” (Монгольская) — Об. §; “Знаки Агни-Йоги” — АЙ. §; “Беспредельность 1” и “Беспредельность 2” — Б. §; “Иерархия” — И. §; “Сердце” — С. §; “Мир Огненный 1”, “Мир Огненный 2” и “Мир огненный З” — М01. §, М02. §, МОЗ. §; “Аум” — А. §; “Братство 1”, “Братство 2” и “Братство З” — Бр. 1 §, Бр. 2. §, Бр. 3. §; “Письма Елены Ивановны Рерих”, 1-й и 2-й тома — Письма Е.И., т. 1, с., Письма Е.И., т. 2, с.
Составители пользовались книгами, изданными в 30-х годах.
Данные книги с 1989 года переиздаются Латвийским обществом Рериха в г. Риге.
В тексте сборника в основном сохранены лексико-стилистические особенности, орфография и синтаксис первых выпусков.
Составители: В. Крупко, Т. Воробьева
1991
ПРЕДИСЛОВИЕ
“Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия.
Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь.
Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса”.
(Н.К. Рерих. “Цветы Мории”)
Учение Живой Этики состоит из 15 книг, выпущенных с 1924 по 1937 год: “Листы Сада Мории” (“Зов”), “Листы Сада Мории” (“Озарение”), “Община” (Монгольская и Рижская), “Агни-Йога”, “Беспредельность 1” и “Беспредельность 2”, “Иерархия”, “Сердце”, “Мир Огненный 1”, “Мир Огненный 2”, “Мир Огненный З”, “Аум”, “Братство 1”, “Братство 2”, “Братство З” (две последние книги в вышеуказанные сроки не издавались).
Любая тема в Учении Живой Этики рассеяна по всем 15 книгам. Данная тема раскрывается так, как это советовала Елена Ивановна Рерих: “Часы отдыха посвятите Учению и, где возможно, пытайтесь сеять добрые семена, всегда говоря по сознанию собеседника и не забывая о каноне “Господом твоим”. Прекрасно, если будете выписывать темы из Учения, но делайте это тщательно, без пропусков, из всех книг в строгой последовательности” (Письма Е.И., т. 2).
Учение Живой Этики, переданное Махатмами Востока Елене Ивановне и Николаю Константиновичу Рерихам, является современным продолжением древней философии всех времен и народов. Живая Этика (Агни-Йога) не отменяет ни одну из духовных Йог, таких, как Бхакти-Йога (Йога Любви), Карма-Йога (Йога Действия), Джнана-Йога (Йога Знания), Раджа-Йога (Йога Развития Духа). Елена Ивановна Рерих пишет: “Учение Жизни, давая в соответствии с переживаемым нами временем новый аспект единой вечной Истины, идет не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений. Ведь Христос сказал: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить”.
Учение сначала может показаться трудным для восприятия, поэтому в первой книге Учитель предупреждает: “Читающий, если не усвоишь — перечти, переждав”.
Учение Агни-Йоги предназначено для людей Новой Эпохи, в преддверии которой мы находимся. Оно говорит о старом и Новом Мире, уходящем и нарождающемся, указывает на знаки безумия первого и смелость второго. “Старый и Новый Мир делятся по границе личного и общего блага... Однако важно считать мировую общину, как необходимость эволюции. Община есть единственный способ человеческого бытия...”
Книги Живой Этики были изданы в основном на русском языке. Возникает вопрос, почему именно на русском? Ответ на него мы находим в самой Живой Этике, в третьем томе “Братства” (“Надземное”).
“Бр. 3. 468. Урусвати знает, что при изучении Наставлений следует иметь в виду не только содержание их, но и язык, на котором они даны. Учение дается не без причины на определенном языке. Можно исследовать все Учение от давних времен и понять, что данный язык показывает, какому народу надлежит проявить ступень восхождения.
Иногда полагают, что Поучение дается на том языке, который ближе получателю, но такое пояснение недостаточно. Нужно наблюдать причины во всей их полноте. Ничто не бывает случайно. Получатель Учения не случаен, и язык избран по надобности.
Можно видеть, как Наставления давались на разных языках, и всегда эти условия соответствовали важным обстоятельствам, которые имели и мировое значение. Так язык, на котором дается Учение, своего рода дар известному народу. Не подумайте, что тем самым Учение теряет мировое значение. Каждая истина общечеловечна, но каждый народ имеет свое задание, и каждый народ имеет свою обязанность”.
Идея о ведущей роли России проходит через все книги Учения Живой Этики. Первая книга “Листы Сада Мории” (“Зов”) начинается словами: “В Новую Россию Моя первая весть”.
России суждено великое будущее: “Россия — полярна. Россия — миссия новых времен” (Н.К. Рерих. “Нерушимое”). При этом речь идет не только о русских, но и обо всех народах, населяющих Союз. “Мы любим Родину, любим народ русский. Любим все народы союзные. Никто не скажет, что это дурно” (Н.К. Рерих. “Мужество”).
Речь идет не о России, навязывающей свою политическую, экономическую или иную доктрину, а о стране, принявшей на себя бремя мирового духовного водительства.
Расцвет России произойдет не в бездейственном ожидании, не в групповых и национальных раздорах, но в единении борьбы и труда.
Именно России суждено родить Ивана Стотысячного, который повел бы другие народы в Светлое будущее, в Новый Мир. Избранничество русского народа — это прежде всего высочайшая ответственность, здесь нет и не может быть места шовинизму. “Истинный патриотизм не в шовинизме, но в истинной любви к родине, в уважении ко всему и ко всем народам, населяющим, обогащающим и возвышающим ее строительство! Истинная мощь и красота страны заключается, именно, в многообразии при единой великой основе Родины” (Письма Е.И., т. 1).
Как говорил Н.К. Рерих, “Россия — не единая раса, и в этом ее сила. Россия — это объединение рас, объединение народов, говорящих на сто сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония”. (Н.К. Рерих. “Нерушимое”).
В 1926 году Рерихи — Николай Константинович, Елена Ивановна и их сын Юрий Николаевич — как Вестники Сил Света посетили Москву. Свой приезд в столицу они официально мотивировали тем, что выполняют поручения Махатм (Великих Учителей Индии). Рерихи встретились с Г.В. Чичериным, Н.К. Крупской и А.В. Луначарским.
13 июня 1926 года в Кремле состоялся церемониал вручения наркому иностранных дел СССР Г.В. Чичерину послания Гималайских Махатм следующего содержания: “На Гималаях Мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее рассадником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов Общего Блага!
Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам всю нашу помощь, утверждая Единение Азии! Знаем многие построения в годах 28-31-36. Привет Вам, ищущим Общего Блага!”
Николай Константинович также передал Чичерину от имени Махатм ларец со священной для индийцев гималайской землей. “На могилу брата нашего Махатмы Ленина” — так сказано в послании.
В документе выражалась безусловная поддержка новому строю, родившемуся в огне революции.
“Хотелось бы выделить два принципиальных аспекта этого события,—писал журнал “Москва” (1990.—№ 6. — с.13),— в общем-то оставшегося совершенно незамеченным: событие не афишировалось, а текст послания был опубликован почти сорок лет спустя.
Первое. Письмо было адресовано правительству страны досталинской, еще не ставшей бесповоротно на путь, приведший впоследствии к трагедии коллективизации и бессмысленным массовым репрессиям. Страна стояла перед выбором. И цель послания заключалась в том, чтобы помочь определиться в этом выборе.
Второе. Открывалась невиданная в истории возможность: то, что считалось легендой, сделать реальным фактором политики. Ведь авторами послания были Махатмы, существа таинственные и как бы мифические. И вот предлагалось установить с ними регулярные контакты и даже опереться на их поддержку. Это был, если хотите, своего рода тест, долженствующий выявить широту или узость тогдашних руководителей страны...
К сожалению, правительство советской страны ответить адекватно на этот призыв не сумело. Послание Махатм оно просто-напросто проигнорировало. Уникальный исторический шанс, который мог бы, очевидно, повернуть по-иному ход событий и спасти от ненужных страданий и бедствий народы нашей страны и всего мира, был упущен”.
Итак, Вестник Махатм был отвергнут, не были приняты его идеи и предложения. Вот что в связи с этим писала Е.И. Рерих:
“...История всех времен, всех народов хранит свидетельства помощи (Махатм), сокрытой от гласности и обычно приходящей в поворотные пункты истории стран. Принятие или уклонение от нее неизменно сопровождалось соответственным расцветом или падением страны... Так можно вспомнить, как шведский король Карл XII получил сильное предупреждение не начинать рокового похода против России, положившего конец развитию его государства... Можно вспомнить и Наполеона, так любившего в первые годы своей славы говорить о своей ведущей Звезде, но который, тем не менее, отуманенный успехами и обуянный гордостью, не принял всего Совета и пошел против главного условия — он не должен был нападать на Россию,— разгром его армий и печальный конец его также известны.
Также мы знаем, что при президенте Вашингтоне состоял таинственный профессор, советами которого он пользовался, отсюда его успех. При объявлении свободы Америки, при отделении ее от Англии, засвидетельствован факт, как во время этого Исторического Собрания, в момент колебания и нерешительности, среди присутствующих появился высокий Незнакомец, который произнес зажигательную речь, закончив возгласом: “Америка да будет свободна!” Энтузиазм Собрания был поднят, и свобода Америки подписана. Когда же присутствующие пожелали приветствовать помогшего им принять великое решение, то Незнакомца нельзя было найти, он исчез” (Письма Е.И., т. 1, с. 426).
“...В упомянутой Вами стране (России) назревает много. Может быть, и эта страна, достигшая поворотного пункта в своей истории, получила, в свою очередь, предупреждение и предложение помощи от Сил Светлых, но, как обычно, среди власть имущих не нашлось просвещенного и, главное, сильного духом человека, чтобы воспользоваться спасительными советами, А мы знаем по всей истории человечества, что там, где Вестник не был принят или даже преследовался, там спрашивается со всей страны. Вестник приходит в час трудный, потому отвергание его означает принятие своей полной кармы. Все бедствия, обрушивающиеся на страну, не есть ли грозное предзнаменование? Не избрала ли страна путь труднейший? Но как тяжка карма лиц, отвергнувших помощь Сил Света и тем принявших на себя всю ответственность за грядущее” (Письма Е.И., т. 2, с. 304).
“По незыблемым законам духовной жизни зов не повторяется дважды. Может быть лишь дана отсрочка длиною в один век, чтобы люди, пройдя через испытания, на которые они обрекли себя сами своей собственной волей, смогли бы созреть для правильного решения. Тибетский век, включающий в себя пять двенадцатилетних циклов, составляет шестьдесят лет. Он, если взять за отправную точку послание Махатм, окончился в 1986 году” (Москва.— 1990. — № 6 — с.13).
Как очнуться от нравственной и духовной летаргии? Как разомкнуть круг, в который мы сами себя загнали? Что и кто нам поможет? Как показывает опыт всей предыдущей истории, лишь одно: революция в сознании людей, осознание того, что так дальше жить невозможно.
Думается, что приобщение к Живой Этике (которая с 1926 года находилась под запретом, а последователи ее испытали на себе все “прелести” советских концлагерей) может стать спасительным якорем, ибо все иные меры не дали результата.
За Россией, принявшей Вестника, принявшей Учение Живой Этики, будущее. “...Расцвет России,— пишет Елена Ивановна,— есть залог благоденствия и Мира всего Мира. ...Очищенная и возрожденная на новых началах широкого народного сотрудничества и свободного культурного строительства, Россия станет оплотом истинного мира”. Россия даст начало светлой эпохе, новой культуре. Как предсказано в Учении Агни-Йоги, “истинно, Иваны Стотысячные встали на защиту свой родины и сумеют сложить Огненную Колесницу, которая пронесет через все бездны. Иван Стотысячный проснулся, сдвиг сознания в народе велик, и, несмотря на все трудности, страна будущего растет и начинает понимать свое назначение. ...Утверждены явления чудесного нового мира. Ярый Иван Стотысячный приближается”” (Письма Е.И., т. 2).
Елена Ивановна, названная Великими Махатмами Матерью Агни-Йоги, говорит: “Учение Живой Этики не для слабых сердец, и потому в эту группу можно принимать лишь души испытанные. Не количество, а качество. И если закаленных сердец нет, то лучше и не начинать. Мы ищем свободных душ, не связанных никакими страхами. “Учение не серебряные бирюльки, не орешки в сахаре. Учение мощная руда”. Книги Учения будут расходиться и попадать в нужные руки, и это самое главное. Ведь столько душ, ищущих света и новых ценностей среди хаоса всех попранных и униженных высших понятий. Со всех уголков Света тянутся запросы и просьбы о большем знании, о приобщении к Воинству Света.
В книгах Учения вдумчивый ученик найдет ответ на самые сложные проблемы жизни, освещенные со многих сторон, как и много совершенно конкретных утверждений по всем отраслям науки” (Письма Е.И., т. 2).
Составители
“Из буйной заросли берусь сделать рощу, но камень, полированный униженными лбами, не родит зерна”.
“Можно приветствовать всякого нового слепыша, нежели повторяющего древнего попугая”.
В НОВУЮ РОССИЮ МОЯ ПЕРВАЯ ВЕСТЬ
Зов, 1922 год
Страна М... найдет лучших каменщиков.
Я, Я, Я, приял
Я, Я, Я щит утвержу и стрелы врагов оперят
щит победы.
Явите время, достаточное для стражи вашей,
Царь приходит и в ночной час.
Чужой глас чужд верным.
Утреннее солнце явно проснувшимся рано,
Но темны солнце проспавшие.
Я с вами и охраню.
Каждый сам кует путь свой.
И в будущих школах России пути роста духа
будут преподаны, познавшими весь путь.
Мои избранные понесут Слово Мое простое о том,
что принадлежит Великому Народу.
И любовь личная, и народная, и мировая вознесут
жертву Творцу Любви.
Шлем благословление и помощь.
Нрав русского народа просветлит красота духа.
Не плачь там, где нужны не слезы, но стрелы,
пронзающие темный дух.
Россия процветет искусством.
Смотрите на явление Щита Моего, как на
предуказанное.
Смотрите на явление мудрости Нового поколения,
как на счастье.
Смотрите на явление народного просветления, как
на ступень к Новому Миру1.
Смотрите на явление Наше, как на час Стражи Мира.
Но соблюдите устав Мой.
Но соблюдите послание Наше.
Сумейте понести Свет.
Сумейте явить простор Красоты.
Чурам2 нет хода,
С рухлядью нет строения,
С чижиком по свисту не сравнить,
С тухлыми хлебами не отведать,
С курным дымом не продохнуть
России будущей чудную повесть.
Но крылам, коснувшимся солнца,
Но бегу, перед восходом света,
Но песне, наполнившей полночь,
Не страшен и не жесток путь.
И звезда близка нашедшим Терафима3.
Надо улыбку звездам послать.
Будучи в доме, не ощущаем его, ибо мы в нем.
В жизни мы не замечаем наиболее важные
моменты, они нам кажутся пылью.
Если бы представить решающий момент России, то
лишь опытный ученик понял бы его.
Рука Создателя не только в поражающих явлениях,
но и в движении пылинки.
Врата открыты, пусть берегут светильник.
1923 год
Соберу дочерей, пусть помогут раскинуть
сад прекрасный — переполнят сад головки новых цветов.
Чую — можно ждать скорые всходы жизни Нового Мира.
Озарение, ч. II, гл. VI
Оз. 4
Стандарт жизни надо умело обойти. Лучшие люди опередили мир, тучами отягченный.
Хотящий дойти в Новую Страну должен не только отбросить все предрассудки, но войти путем новым.
Утверждение жизни надо строить на применении местных условий. Если где сто языков, надо понять сто психологий. Одно выражение для всех подобно колонне казенного дома.
Единство в многообразии дает следствие урожая, фрукты надо растить прививкою новых нужных токов, потому будем часто говорить о Новой Стране — это самое спешное.
Оз. 7
Мировая мысль сообщает мировое сообщение, и построение Новой Страны может быть лишь в мировом понимании...
Оз. 17
Не вечный странник, но гонец стремящийся Наш путь. Непреложность плана освещает сознание явления сил. Через все висячие мосты пройдем, если свет плана будет ясен. Нужно так понять непреложность плана, чтоб ничто не затмило его. Тот план непреложен, который полезен всем.
Не Видим, кому не полезен план Новой Страны и потому пойдем зорко даже во тьме. Если Учитель скажет: “Беги через поток”,— значит, подножие усмотрено, но попади на камень.
Один начнет строить мост, другой наймет пловца, третий сядет ждать мелководья, но найдется, кто соткнет серебряную нить духа и по ней пройдет без тяжести тела, ибо Приму на Себя тяжесть его. Так под одним кровом живут непреложность и подвижность — две сестры подвига. Прекрасное стремление приводит к Высшему Свету.
Гл. IX
Оз. 6
Говорил, Говорю и Скажу — Помогите строить Мою Страну. И помните эту Нашу просьбу не в тепле и в довольстве, но в холоде и в минуту тягости.
Сказано, случаи будут применить мужество, будут обрывы острые и пройти их можно лишь Именем Учителя. Скажут: “Тепло у огня”,— ответите: “Спешу в холоде”. Скажут: “Хороша шуба”,— ответите: “Длинна для ходьбы”. Скажут: “Сомкните глаза”,— ответите: “Нельзя на страже”.
Можете мост перейти силою непреклонною и в минуту тягости помните просьбу Нашу, ибо План прекрасен, как сияние стихий...
Ч. III, гл. I
Оз. 8
Главная ошибка, что вопросы и запросы жизни не формулированы, между тем каждую минуту Могу спросить, и пропущенное не повторяется. Сказано: не знаете ни дня ни часа. Прошу заострить мысль, как меч. Учиться можно без конца.
Когда Прошу — помогите строить Мою Страну, не к скелетам Обращаюсь, но к живым творческим духам. Каждому назначается своя жертва. Символ открытых глаз — так важен.
Оз. 9
Помогите строить Мою Страну. Дрожание старого мира не хотят видеть. Не суровость, но забота о Плане прекрасном заставляет Меня твердить. И зачем из Амриты4 делать чечевичную похлебку?
Каждый час себе твердите: ничто не задержит моего бега к Учителю. У меня тысяча глаз и сила моя растет лишь в подвижности. Явление подвижности и находчивости неразрывны.
Гл. II
Оз. 2
Спросят: какое ваше небо? Скажете — небо труда и борьбы. Из труда рождается непобедимость, из борьбы — красота.
Да, уже сегодня Сказал — Сам иду! Именно Мои стрелы летят в Мою Страну, и побеги пестрые ждут садовников. На стенах Мои знаки, и в шепоте Мое дуновение. Пусть кусты буйно растут, легче раздвинуть, нежели насадить. Ничего не бойтесь, цветы Наши разнообразны, но голосом Владык приведите в порядок.
Замечайте, как зарастает Наше поле. Нужные побеги зелены, сухие отпадают и чернеют. Можно уже чертить карту новой борьбы. Будете прибавлять области борения духа и чернить горы прежней гордости.
Как Сказал — лучше с оборванцами, нежели с лицемерами. Привыкайте видеть огонь духа в глазах. Фрак лишен звезды борения, которая светит на кафтанах.
Пусть сегодня запомним — небо труда и борьбы.
Оз. 12
Указ Мой — понять значение происходящего. Как Я обещал
сегодня дать Указ, так и вы будьте готовы к действию.
Если Увижу, чтоб идти на верблюдах — идите!
Если Увижу, чтоб лететь — летите!
Если Увижу, чтоб плыть — плывите!
Если Увижу, чтоб погрузиться в нору — погрузитесь!
Если Увижу, чтоб явиться в полночь — явитесь!
Если Увижу, чтоб поспеть до восхода — поспейте!
Если Увижу, чтоб покрыть Святыню щитом — покройте!
Если Увижу, чтоб не задремать — не задремлите!
Если Увижу, что надо Мне поверить — поверьте!
И будет ваш мантрам: “Помогу строить Твою Страну во Имя Матери Мира и Отца Моего!”
Усилим Силу Нашу огнем готовности и пойдем по пескам золотым, ибо идем к Владыкам.
Гл. III
Оз. 10
Я радуюсь видеть, как молнии прозрений народного блага сверкают среди мыслей ваших. Нужно бросать в пространство эти мысли. Если бы каждый день уделять полчаса будущему! Истинное приветствие Наше получит костер ваших помыслов.
Пусть пропадают вещи обихода, но пусть Страна будущего облекается в плоть мысли.
Что же чище омоет дух, нежели мысль о благе других? Что же лучше закалит броню твердости, нежели желание других провести к свету? Что же лучшую улыбку соткет, нежели сознание видеть самого последнего ребенка смеющимся? Так Прошу думать о будущем. Каждый день бросить жемчужину в ожерелье Матери Мира.
Итак, кратко и незамысловато думайте, как украсить очаг Мира.
Не нужно сравнивать с прошлым, ибо морщина прошлого обычно гнездо ошибки. Можно плыть мимо чужих берегов, любоваться нужно лишь миром света, данного всем живущим. Свет лучший мост между видимым и Незримым.
Когда не в огне вечера, но в блеске Солнца можно мыслить о будущем, тогда капли росы праны озаряют мыслящий лоб.
Оз. 12
Можно узнавать сроки народов по волнам понимания религии. Там, где видимое неверие, там уже близка жатва Господня. Но где лицемерное благолепие, там меч готов. Пример Савла будет назиданием.
Теперь, в день годового праздника, Мы понимаем, как самый бродяга-оборванец может явить подвиг и как хитон5 может покрывать смердящие язвы. Так видим новое деление мира. Можно многое простить оборванцам, но слепота золотых палат не может опустить чашу справедливости.
Гл. V
Оз. 16
Удача не покинет стремящихся, ибо трудно попасть в стрелу на полете. Как быстры сроки сужденных, но в движении надо различать день вчерашний от дня грядущего.
Народы восстали, уходят цари — случайность ли? Только слепой не замечает движения эволюции. Каждое молодое сердце трепещет предчувствием новых форм. В эти моменты каждая новая форма, хотя бы не совершенная, ценнее полированной старой.
Чтоб назвать себя солнценосцем, надо забыть о мраке.
Как же не поддержать стремящихся к солнцу? — Им легче пояснить значение солнечной праны. Солнечный луч для них осветит новые недра — только надо принять. Каждый позванный получает всю чашу. Если он не примет вестника, он получит часть сужденного. Если ему не вместить этой части, ему будет дана частица разделенная — так каждый отмерит.
Надо сказать избравшим частицу разделенную: Самомалые, по привычке легкомыслия изгнали вы себя из сада! Чуйте, как легко было принять вестника чаши. Вместе с ним посадили бы малое дерево великой свободы. Как тяжко заглядывать теперь в глаза прохожих, искать к вам постучавшегося. Легкое сегодня, завтра недоступно. Потому окружитесь всею зоркостью.
Указ можно повторить, но нельзя глаза насильно открыть. Спящий пусть спит!
Но можно ли спать при сверкании неба и колебании всей земли?!
Гл. VI
Оз. 15
Какое внешнее условие является необходимым для качества работы? — Свет. Только свет делает работу производительной и полезной. Бабочка может летать, пока ее радужная пыльца не истощена. У человека имеется та же радужная сила, и она воспринимает посредством фотоплазмы мощь света. Различные плазмы являются посредниками между видимым и невидимым. Фотоплазма, будучи эманацией нервной системы, образует радужную пыльцу, принимающую лучи света и проводящую их в нервные каналы.
Лучшие соединения со светом получаются утром, потому не закрывайте утреннего света. Работайте при свете, решайте при свете, судите при свете, тужите при свете, радуйтесь при свете. Ничего не сравнить со световой волною. Даже самое лучшее электричество, даже самое голубое дает в восемь тысяч раз меньше, нежели луч солнца.
Скоро изучение фотоплазмы даст новое направление приемам труда. Можно видеть, как кипит пыльца фотоплазмы и маленькими воронками уносит полученное сокровище в поры кожи.
Не только просторность рабочих помещений, но и правильный доступ света должны быть изучаемы.
Лучи солнца должны быть оценены, как мировое сокровище.
Тот же ученый легко разберется в течение лучей прочих небесных светил.
Почему люди должны миновать сужденные им сокровища мироздания?
Световые, магнитные вихри составляют ритм планет. Неужели их нельзя применить, как падение водопада? Неистощимы предоставленные силы! Иван Стотысячный6, возьми свою долю! Скоро, когда попытка обратится в завоевание, семя Общего Блага даст каждому мощь луча.
Так будем помнить, начиная утреннюю работу и мужественно продолжая ее в Бесконечность.
Об. Вступление
Мы относимся бережно к вашим стремлениям и ждем к себе ту же чуткость.
Мы защищаем вас на всех путях, и можем ждать ту же заботу.
Там, где может быть хотя бы задаток сотрудничества, там неуместно отвергание. Пьяные легко лезут в драку, но трезвый разум четко различает друзей.
В наших обычаях положено исчерпать все доводы, прежде чем отсечь. Не вижу препятствий кооперации, но можем составить десять новых группировок. Ведь сознание мировой общины должно расти. Упрямство невежества не будет препятствием.
Ваши книги стоят в наших хранилищах. Так ли стоит дело с нашими книгами у вас? Мы можем ответить о ваших книгах. Читали ли вы наши?
Знание мы полагаем в основу общины, не ограничивая его. Опыт и доброжелательство полагаем в основу общины. Мы являем лучшие условия для преуспеяния друзей. Узнаем ваши намерения к нам.
* * *
Рассеиваем суеверие, невежество и страх. Куем мужество, волю и знание.
Всякое стремление к просвещению приветствовано. Каждый предрассудок невежества обличен.
Трудящийся, горят ли в твоем сознании основы сотрудничества и общины?
Если это пламя уже просветлило мозг твой, усвой признаки учения Наших гор.
Если мышление твое еще не очищено истинным молотом и серпом, найди книгу “Озарение” и книгу “Зова”.
Трудящийся, не устань перед головоломкой некоторых выражений. Каждая строка — высшая мера простоты.
Привет трудящимся и искателям! Привет Общины Востока!
Ч. I, гл. XII
Об. 4
Явление штурма неба легко обратить на поиски дальних миров. Не найдя Бога Отца, пусть отыщут признаки жизни в дальних мирах. И пусть молотом начнут строить радужный мост. Нашу позицию невозможно оскорбить. Если мальчик утверждает, что дважды два пять, он не оскорбляет математика. Какой же Бог, который нуждается в защите? Безвыходность иного решения — лучшая защита для учения. Только уверенность может дать формулу: “Господом твоим”.
Никогда не говорил Я о легкости проведения коммунизма. Не разрушители, но заплесневшая, условная добродетель — враг. Разрушители знают непрочность разрушаемого, и принцип отдачи для них легче. Но румяная добродетель любит сундук сбережений и всегда станет красноречиво защищать его. Скажут священные слова писаний и найдут тонкие доказательства, почему они готовы отдать именно не этому, но другому, не жившему человеку.
Условная добродетель являет превосходную корысть и любит приврать. И такие румяные благообразные учителя добродетели и ласковы, как масло. И пышные одежды их накрахмалены рабством!
Об. 7
Все равно, как войдет община — в кафтане, в сюртуке или в рубахе. Если мы установим космичность значения, то все подробности — не более пылинки под подошвой. Можно простить любую нелепость, если она не против общины.
Ч. II, гл. I
Об. 1
...Можете представить, что в свое время Ленин уже ощутил без малейшего материального основания непреложность нового строения. И невидимые лодочки подвезли провиант к его одинокому кораблю. Монолитность мышления бесстрашия создала Ленину ореол слева и справа. Даже в болезни не покинуло его твердое мышление. Его сознание, как в пещеру, сосредоточилось, и вместо недовольства и жалоб он удивительно использовал последнее время. И много молчаливой эманации воли посылал он на укрепление дела. Его последние часы были хороши. Даже последний вздох он послал народу.
Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина, ибо не было другого, кто ради общего блага мог бы принять большую тяготу. Не по близости, но по справедливости он даже помог делу Будды. И нет области, которую он бы отверг подобно разным правителям.
Книги его мы меньше любим, они слишком длинны и самое ценное в нем в книгах не выражено. Он сам не любил свои книги. Ленин — это действие, но не теория.
Гл. IV
Об. 2
Лучше прочитать жизнь Ленина. Никогда он не жаловался, никогда не считал себя ущемленным, говорил, как непреложную, свою веру. Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса.
Мало последователей Ленина, много легче быть его почитателем. У последнего лентяя будет портрет Ленина. У последнего болтуна будет книга о Ленине. Но Иван Стотысячный собирает жатву Ленинских зерен. Нужно приложить новые семена к новым людям.
Считаю нужным различать вещи повторяемые от вещей не повторяемых. Можно отложить вещь обихода, но зовы сроков нужно ловить безотлагательно. Можно утверждать, что момент космической возможности не возмещаем. Есть кушанья, которые можно переварить лишь в известном порядке. И ловец не ходит на охоту от безделья.
Можно найти Мой камень в пустыне, но снова камень не увидеть, если не поднять его немедленно. Знающие Меня понимают значение немедленности, но новые должны запомнить этот закон, если хотят приблизиться. Истинно говорю — коротко время! Заботливо говорю — не упустите час, ибо нити клубка разноцветны. Не в приятности отдыха, но во мраке бури полезен мой голос, умейте слышать!
Знаю людей, которые упустили зов из-за похлебки. Но моя стрела пролетает в час нужды. Моя рука готова поднять завесу сознания, потому нужна соизмеримость малого и большого, повторяемого и неповторяемого. Напрягитесь понять, где оно большое! Говорю — время коротко!
Об. 4
Церковь хоронит Христа, мы же воскрешаем союз мира. Церковь много говорит об Иуде, мы же готовы поразить молнией предательство.
Двенадцать Евангелий, но где же оно, которое содержит союз мира? Так можно совершить завет всех Учителей.
Уже увидели, как общинник принимает учение. Уже увидели, как легко говорить с общинником. Для одного мы Махатмы, для другого — ученые, для третьего — повстанцы, для четвертого — комитет революционеров, но само учение покрывает все надежды общинников.
Условие наше для сотрудников — полное желание приложить к жизни наши основы, не теория, но практика.
Об. 5
Почтим Учителя со всем пониманием. Явно утверждение Учителя, сохранившего постоянное горение в удаче и в неудаче.
Среди чуждых ему сотрудников нес Учитель пламя неугасимого подвига. Учение не прерывалось ни усталостью, ни огорчениями. Сердце Учителя жило подвигом народа. У него не было страха, и слова “боюсь” не было в его словаре. Ярко успел он зажечь своим примером свет. Руша, создавал он сознание народа.
Гл. V
Об. 1
Эволюция мира складывается из революций или взрывов материи. Каждая революция имеет поступательное движение вверх. Каждый взрыв в конструкции своей действует спирально. Потому каждая революция в своей природе подвержена законам спирали. Потому правы те, кто заботится о движении завоеваний революции.
Земное строение подобно пирамиде. Теперь попробуйте из каждой точки поступательной спирали опустить четыре грани пирамиды. Получите как бы четыре якоря, опущенных в низшие слои материи. Такое строительство будет призрачным, ибо будет построено на слоях отживших. Теперь попробуем из каждой точки вверх построить ромб, и получим тело завоеваний верхних слоев, опередившее движение спирали. Это будет достойное строительство! Конечно, оно должно начаться в неизвестность, расширяясь наряду с ростом сознания. Потому строительство в революции является самым опасным моментом. Множество несовершенных элементов будут нагнетать построения вниз в слои вещества, отработавшего и отравленного. Только безумство мужества может обратить построение вверх, в слои неиспытанные и прекрасные содержанием новых элементов. Потому говорю и буду говорить, чтоб в построении избежать старых форм (см. рис.). Могу оправдать любое разрушение, но опускание в старые вместилища недопустимо. Пусть лучше дети строят, нежели открыть счет в старом банке. Довольно рассуждений богословских и чеков по счетам предательства. Нужно понимание нового мира во всей суровости.
Столько сделано Вождем, столько явлено теми, кто строил бесконечность. Наша Община имеет основание требовать новых форм. Мы легче начнем слагать новый центр, нежели допустим старые знаки на новых ступенях. Примите это указание для немедленного приложения.
Об. 3
Мои предложения не приходят в спокойный час. Костер может быть раздут или потушен. Мы не любим глухое ухо. Истинный общинник гибок, подвижен, понятлив и смел. Именно Ленин охватил бы пришедшую минуту Азии. Где же его ученики? Жду, жду. Не орешки в сахаре, но молния в буре. Жду, жду, иначе не пройдете. Говорю решительно. По Азии собираются слухи, наши стрелы пронзают пространство. Нужное время как волна катится. Юрта, как свет вулкана. И конь, как крылья сокола. И свинец, как возмездие дня, и шум копий, как цикады без устали.
Кому же собрали мы жатву? Конечно, Общине Мира. Послушайте, искатели общины, огнем прочистите ухо. Жду, жду, жду!
Время близко и благоприятно, если приблизиться без предательства и без тупости.
Гл. VIII
Об. 3
Не забудем, что учение Будды должно быть очищено. Будда — человек, носитель новой жизни, презревший собственность, оценивший труд и восставший против внешних отличий, утвердивший первую общину мира, завещавший век Майтрейи.
Нужно понять Его мужественное учение, если хотите узнать Нашу Общину. Если попытаетесь приблизиться к Нам иными путями, то вихри отнесут вас, как сухие листья.
Прежде всего забудьте все народности и поймите, что сознание развивается совершенством центров невидимых. Кто-то ждет Мессию для одного народа — это невежество, ибо эволюция планеты имеет лишь планетарный размер. Именно, явление всемирности должно быть усвоено. Красный цвет является символом твердости стремления уничтожить различия рас. Кровь едина течет, и внешний мир не будет больше разделяем расами первичных формаций. Потому красно знамя века Майтрейи!..
Гл. Х
Об. 5
Правильно думаете, что без достижений техники невозможна община. Каждая община нуждается в технических приспособлениях и нашу общину нельзя мыслить без упрощения жизни. Нужна явленная возможность применять достижения науки, иначе мы обратимся в обоюдную тягость. Как материалисты-практики, мы можем смело утверждать это. Мало того, мы можем настойчиво укорить всех ложнореалистов. Их униженная наука и слепота мешают им достижению того, к чему они стремятся.
Точно фарисеи древности, они прячут страх перед допущением того, что другим уже очевидно. Не любим невежд, не любим трусов, попирающих в ужасе возможность эволюции.
Тушители огней, светоненавистники, не все ли равно, с какой стороны вы ползете? Вы хотите затушить пламя знания, но невежественный коммунизм — темница, ибо коммунизм и невежество несовместимы. Не верьте, но знайте.
Об. 7
Община, поддержанная техникой, даст мощное устремление к знанию. Именно, община должна быть самым чутким аппаратом эволюционности. Именно, в сознательной общине никто не может утверждать о сложившейся мироизученности. Всякая тупая преграда отметается обостренной вибрацией коллектива. Даже намек на законченность делает невозможным пребывание в общине. Кто же примет клеймо тупости?
Червь не будет ограничивать своих проходов мрака — вы же, глазеющие в беспредельность, вы не можете червю уподобиться!
Несовершенная изобретательность некоторых из вас уловила невидимые лучи и неслышимые ритмы. Грубым воображением, грубыми приборами все же были уловлены некоторые космические токи. Но ведь дурень поймет, что воображение может быть утончено и приборы улучшены. Исходя из самоулучшаемости, дойдете до беспредельности. Буду твердить о возможностях улучшения, пока самый закоснелый не устыдится своей ограниченности.
Не может быть коммунизма, ограничивающего свое сознание, иначе он уподобится женской ноге старого Китая. Тоже тьма обычая вызвала это безобразие.
Какой общинник может прикрыться плесенью суеверия? Ведь никто не употребляет убогий, первобытный паровоз, также никто не может остаться при младенческом понимании реальности.
Ленин мыслил широко и понимал материю. Неужели вы не можете хотя бы частично следовать за вождем?
Младенческий материализм явится дурманом для народов, но материализм просвещенного знания будет лестницей победы.
Без отрицаний, без суеверий, без страха пойдете к истинной общине. Без чудес, беспоклонно найдете ясную реальность и киркою испытателя будете вскрывать закрытые глубины.
Полюбите бесстрашие знания.
Об. 9
Коллективизм и диалективизм — два пособия при мышлении о материализме. Существо материализма являет особую подвижность, не минуя ни одного явления жизни. Учитель являет лишь вехи нужные. Можно развивать положения, мысля сказанными путями. Нужно до такой степени обосновать материализм, чтоб все научные достижения современности могли войти конструктивно в понятие материализма...
...Мы, материалисты, имеем право требовать уважения и познавания материи.
Друзья, материя не навоз, но вещество, сияющее возможностями. Нужда человечества от презирания материи. Настроены храмы, где востребована помощь для обмана и убийства, но не воспеты гимны знанию.
Об. 23
...Устремите себя на руководящую мысль о помощи человечеству. Думайте ясно, что вы делаете не личное, не групповое, но абсолютно полезное дело. Делаемое вами без времени, без ограничения пространства, является трудом на соединение миров. Храните руководящую мысль.
При ежедневном руководстве можно утерять сознание руководящей мысли. Слабые умы думают, что они остаются без связи с руководителем — обычаи обихода делают их обычными. Но именно среди ежедневности можно растить пламенную мысль. Как металл куется обычным молотом и как зерно, полное величия субстанции жизни, собирается обычным серпом, так среди обычных дел усмотрите нить величия!
Гл. XI
Об. 5
Мы одобряем сокращение языка. Желательно составление новых, определительных выражений. Такой новый язык выводит из неподвижности речи. Нечего поклоняться умершим словам. Гораздо радостнее ценить, как смысл звукового воздействия проникает и убеждает. Все понимают, что убеждают не слова, но посылка мозгового центра. Сладкоречие может достичь цели вследствие аффекта слушателя. Скорее можно победить молчаливым жестом, нежели холодной риторикой.
Когда говорят — это язык моего отца, спросите, целы ли стоптанные сапоги вашего отца?
Каждая наука нуждается в новых формулах. Так же периоды жизни несут новые выражения. Каждому новому выражению нужно радоваться. Нет хуже объятия трупа! Без того вы привязаны ко множеству умерших предметов. Вынос каждой мертвой буквы сопровождается причитаниями, точно не существует огромного значения поступательных дел! Некоторые народы неграмотны и покрыты вонью и мерзкими насекомыми. Который же из ветхих предрассудков оплакивать? Ведь сундук насекомых надо сжечь! Не будет разрушение, но обновление!
Ищите обновление во всей жизни!
Гл. XII
Об. 2
...Кстати вспомним, что осужденное слово “пророк” значит предрекающий. Вожди были предрекающими течение событий, значит, это понятие не менее реально, нежели медицина и астрономия...
Об. 12
...Вожди заботливо чуяли достижения знания. Общинник должен быть открыт всем новым возможностям...
Об. 16
...Пока сознание не приняло общины, каждое малейшее покажется непреоборимым. Отчего Ленин мог проходить без лицемерия трудный путь? Говорим — можно. Можно отказаться от каждой слабости, если ясна задача будущего. Думайте о приложении себя к будущему, и страх настоящего растворится...
Ч. III, гл. I
Об. 12
Община есть единственный разумный способ человеческого сожития. Одиночество есть разрешение вопроса жизни вне общины. Все промежуточные явления — различные ступени компромисса и обречены на разложение. Говорят о наследственной теократической власти — само построение абсурдно. Слово “наследственность” и Тео7 несовместимы. И кто определит степень Тео? Тирания и военный империализм уже в зарождении носят признаки разложения. Короли, конституции могут вызывать улыбку сожаления. Все комедии парламентов могут служить лишь назиданием бренности жизни. Все псевдосоциалистические гримасы могут лишь внушить отвращение. Только сознание общины утверждает эволюцию биологического процесса.
Желающий посвятить себя истинной общине действует в согласии с основами великой материи. Но если кто хочет создать компромисс, пусть выберет главою банкира, по крайней мере, его похвалят за трезвый цинизм.
Сознательная община исключает двух врагов общественности, а именно — неравенство и наследование. Всякое неравенство ведет к тирании. Наследование является компромиссом и вносит гниение в основы.
Почему на Востоке почитают Ленина? Именно за ясность построений и нелюбовь к условностям и за веру в детей, как символ движения человечества.
Только из общины мы можем мыслить о будущем и перенесем сознание на улучшение всей жизни, и борьба за существование сменится завоеванием возможностей. Так мыслите об общине. Улучшайте сознание.
Об. 26
...Так надо строить, чтобы все прошлое совпало с будущим.
Разрушается все ошибочное и случайное, но нить знания не должна быть нарушена. Не уступка прошлому, но поток вечности.
Если бы люди научились ощущать волну сантаны8, они получили бы сознание Космоса.
Когда путник стоит на высоте, разве он не может почуять, что его тело возвышается, как соединение планет? Именно, не оторванность от земли, но вмещение соединяемости делает человека деятелем.
Чуждое учение настаивает на явлении подчинения, но община настолько насыщена возможностями, что единственная иерархия будет ступень знания. Никто не назначает иерарха, но служащий и познающий признают тем эту ступень. Учитель будет естественным вождем. Можно радоваться, что Ленин признан таким учителем.
Учитель Азии является понятием законным. По завету Будды каждый будущий Учитель почитается особенно. В этом открытии возможности весь залог будущего.
Насыщенность атмосферы подымет грядущее решение мира.