Темы “Побуждение” и “Труд” взяты из книг “Агни-Йога” (Живая Этика). Наименования книг даются в порядке их издания и имеют следующие сокращения: знаки Агни-Йоги — АЙ. §; Беспредельность, части 1 и 2 — Б. §; Иерархия — И. §; Сердце — С. §; Мир Огненный — части 1, 2, 3 — М01. §, М02. §, МОЗ. §; АУМ — А. §; Братство, части 1, 2, 3 — БР1. §, Бр2. §, БрЗ. §; Письма Е.И. Рерих, том 1 — Письма Е.И.Р.,1,стр.

Тема “Труд” не имеет ссылок.

Указанные книги переиздаются Латвийским обществом Рериха.

В данном издании в основном сохранены орфография и синтаксис первых выпусков, кроме некоторых мест, которые необходимо было исправить в соответствии с нормами современного русскою литературного языка.

Составители: В. Крупко, Т. Воробьева

Предисловие, составление, 1991

О.Э. Гаркевич,

 

Предисловие

Читателю предлагаются темы из Учения Живой Этики (Агни-Йоги) “Побуждение” и “Труд”. Учение Живой Этики состоит из 15 книг, выпущенных с 1924 по 1937 год: “Листы Сада Мории” (“Зов”), “Листы Сада М.” (“Озарение”), “Община”, “Агни-Йога”, “Беспредельность I”, “Беспредельность II”, “Иерархия”, “Сердце”, “Мир Огненный I”, “Мир Огненный II”, “Мир Огненный III”, “Аум”, “Братство I”, “Братство II” , “Братство III”. Две последние книги в указанные выше годы не издавались. Как отдельная была написана, но также не издана книга “Напутствие Вождю”. Для обозначения названия книг употреблялись первые буквы и номер страницы или параграфа. В некоторых темах эти обозначения могут отсутствовать.

Любая тема в Учении Живой Этики рассеяна по всем 15 книгам. Собрание какой-то определенной темы путем выписывания из всех книг Учения в строгой последовательности в одну книжечку дает более полное представление о данной теме или интересующем качестве.

Темы из книг Учения Живой Этики, как и само Учение в целом, будут интересны ученым, медикам, экономистам, теологам, студентам, всем, кто интересуется духовным совершенствованием или самосовершенствованием. Агни-Йога не отменяет ни одну из духовных Йог, как Бхакти-Йогу (Йогу Любви), Карма-Йогу (Йогу Труда), Джнана-Йогу (Йогу Знания), Раджа-йогу (Йогу Развития Духа). В этой связи Елена Ивановна Рерих пишет: “Учение Жизни, давая в соответствии с переживаемым нами временем новый аспект единой вечной Истины, идет не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений. Ведь еще Христос сказал: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить”. Истинно, каждый приходящий Учитель является законодателем и огненным очистителем одновременно.

Если проследим исторические появления Великих Учителей, мы увидим, что ко времени появления Их все до Них бывшие учения совершенно утрачивали свою первоначальную чистоту и были уже искажены до полной неузнаваемости.

Истинно, Учение Жизни не отвергает ни одного Учения до него бывшего, но лишь углубляет и очищает от вековых нагромождений. В книге “Агни-Йога” говорится: “Мы услышим шаги стихии огня, но будем уже готовы управлять волнами пламени. Потому мы приветствуем Раджа-йогу и утверждаем будущую Агни-Йогу”.

Учение Живой Этики сначала может показаться трудным для восприятия, потому уже в первой книге Учитель предупреждает: “Читающий, если не усвоишь — перечти, переждав”. Как правило — этот совет помогает. Елена Ивановна Рерих, которая является матерью Агни-Йоги, говорит: “Учение Живой Этики не для слабых сердец, и потому в эту группу можно принимать лишь души испытанные. Не количество, а качество. И если закаленных сердец нет, то лучше и не начинать. Мы ищем свободных душ, не связанных никакими страхами. “Учение не серебряные бирюльки, не орешки в сахаре. Учение мощная руда”. Книги Учения будут расходиться и попадать в нужные руки, и это самое главное. Ведь столько душ, ищущих света и новых ценностей среди хаоса всех попранных и униженных высших понятий. Со всех углов Света тянутся запросы и просьбы о большем знании, о приобщении к Воинству Света”. Некоторые темы дополнены выдержками из трудов Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. В книгах Учения вдумчивый ученик найдет ответ на самые сложные проблемы жизни, освещенные со многих сторон, как и много совершенно конкретных утверждений по всем отраслям науки.

“Но кто прикоснулся к Свету, тот обернется Птицей Жизни.

Пока Птица Жизни будет поэтической отвлеченностью, тот дух еще не готов”.

 

ПОБУЖДЕНИЕ

 

“Желающий приблизиться к Огню должен следить за всеми побуждениями”. “Явление справедливости очень трудно, если не учтены побуждения”.

 

АЙ.132. “Ужасная болезнь самомнение и подозрительность. Первое рождает тупость и невежество, из второго истекает ложь и предательство. Чутко нужно разбираться в побуждениях сотрудников. Щит охраняет тех, кто может искренностью озарения покрыть извилины темноты.

Не простак — счастливец народных сказок, но воин, бодрствующий и предусмотревший, — таков облик текущего времени”.

АЙ.137. “Люди не хотят понять действие групповое, которое умножает силы. Двенадцатигранник является одним из самых совершенных образований, такая динамическая сила может противостать многим натискам. Систематически спаянная группа из двенадцати человек может, поистине, даже владеть мировыми явлениями. Также нужно понять, что расширение группы может ослабить ее, нарушая динамику построения. Потому можно заметить Наши построения малых групп. Конечно, разные кармические условия могут привлечь разные кармические элементы. Насильственно изгнать их нельзя, но можно ускоренно изжить их. Обязанность каждого развитого участника группы — осознать непрошеных гостей и напрячь волю для окончания счетов жизни. Иногда даже недурные побуждения привязывают к достойному лицу негодные элементы, как бы отягощение корабля негодным грузом. Но кормчий должен разобраться в качестве груза и отсечь негодное.

Особенно избегайте обещаний, эти посулы, как ракушки, облепляют корабль. Дайте достойному заслуженное, но не отягощайте его обещаниями. Спаянная группа должна быть свободна от взаимных обещаний. Только сознание будущего строительства будет целью сродства. Говорю не о магических кругах, но о реальном групповом воздействии”.

АЙ.261. “Героем не будет, кто дорожит жизнью. Героем не будет, кто бесплодно бросает жизнь. Герой несет бережно сосуд, готовый отдать его на созидание мира. Опять то же противоположение. Поймет их йог. Он поймет ценность воздержания и сочетает ее с ненасытностью. Герой истинно ненасытен в подвиге. Он голоден действиями и готов воздержаться каждый час. Он не отрывается от земли, действуя для духа. Неудержим и неотступен, не покинет начатое и не начнет себе принадлежащее.

Явим сознание, чтоб отличить свое довольство от прилежания Общему Благу. Тонка граница между угождением себе и трудом на развитие мира. Лишь большое сознание может различить внутреннее побуждение. Лишь большое сознание может не обращать внимания на толкающие суждения.

Логика отравила многие слова; решение истекает из обмена слов, но не из смысла. Учение может открыть глаза, когда его принимают в полноте смысла. По Учению проходят, как по плитам узорного пола. Во тьме не виден узор, нужен свет для распознания. В темноте представляется узор несущественным, пригодным для танца легкомыслия. Наиболее священные символы могут попираться ногами незнания.

Не глаз, но сознание подскажет осмотрительность. Можем ли чем-либо затруднить работу Учителя? Как сияющая радуга, стала радость отказа для Учителя.

“Владыко, возьми достояние мое, если оно пригодно Тебе!”

АЙ.337. “Сознание есть мерило, и красота не терпит уродства. Ложь непокрываема. Сознание есть судья побуждения. Так много разновидностей жизни, что сознание остается судьей. Потому развивайте сознание.

Если ограничимся мертвыми законами, то лучше переехать на кладбище.

Середина не вызовет огня пространства. Жертва одобрена сознанием, но как точен должен быть резец для начертания справедливости. И как тонка бывает изворотливость самооправдания”.

АЙ.417. “Учение об Искупителях имеет приложение во всем сущем. Истинно, как можно влиять и приближаться через терафимов, так же можно через сознание принимать на себя чужую карму. При малых опытах замечаете, как удавалось переносить на себя чужую боль, когда это касалось области нервов. Так же точно можно принимать на себя следствие чужой кармы. Можно, наконец, принять карму коллектива, так название Искупителя не будет суеверием. Лишь требуется при этом понимание целесообразности принятия.

Карма представляет самое сложное явление. От случайности действия до основы побуждений все многообразно и многоцветно. Надо твердо оценить, когда возможно и полезно вмешаться в чужую карму. Но можно представить, когда будет случай самоотверженного и полезного вмешательства в судьбу чужую. По огням можно судить о целесообразности вмешательства. Огни лучшие показатели для решения, в них внутреннее сознание сочетается с пространственным, и ничто не дает подобной жизненности при понимании окружающих условий, как разноцветные вехи огней. Видите, как отвлеченные понятия Искупителей и пространственного огня становятся реальностью!”

АЙ.473. “Так же, как мы подошли к природе Астрального мира, установим наше отношение к Розенкрейцерам, масонам и прочим организациям, где затронуто общее благо. Многие Махатмы принимали участие в них. Когда же мы вспомним о бескорыстных первоосновах этих организаций, мы не должны отрицать их. Когда дело касается искренних побуждений, тогда все работники общего блага должны быть вместе. Особенно когда дух развит и сознание не дремлет.

Отчего будем слушать одни осуждения? Только на низших ступенях произносятся слова осуждения, затем они становятся неуместными, где зерно стремления упадает на чашу”.

Б.107. “Причина, извне толкающая человека на действие, может назваться случайностью, но действие, содеянное побуждением духа, несет в себе все следствие. Когда мысль ведет к сознанию утвержденного, вечного нарастания, тогда можно продвигаться к ступени Беспредельности.

Мысль, приносящая следствие, нарастает пространственно. Случайностям люди придают столько значения, и люди ждут толчка для действия. Но удар духа сильнее случайности, и этим жизненным импульсом жизнь дышит.

Нарастание космической энергии приближает понимание Беспредельности”.

Б.570. “Как созвучат слова сердца о скрытых мотивах! Как значительно осознать побуждение духа беспристрастно! Три черты помогут сознать потенциал побуждения — черта честности, черта явления самоотверженности и черта служения. Явление каждой черты даст духу меч против самости. Только рука не кармического напряжения, но рука самодействия даст духу этот сверкающий меч. Так запомним огонь, который дает напряжение побуждению. Так пусть дух самости приблизится к огненной трансмутации. Так Тара указывает путь к огненной самодеятельности. Так Гуру указывает путь к огненному действию. Да, да, да!”

Б.800. “Сущее каждого действия в мире имеет значение. Сущее каждой вещи имеет значение. Но мысль, которая окрашивает вещи и действия исходящими из ничтожности побуждениями, не затрагивает космическое течение. На сущем каждого проявления строится жизнь, потому когда Служение зовет к творчеству эволюции, то существует только принцип Сущего. Мало умеют люди разбираться в Сущем и мало соответствует окраска человеческая Сущему. Каждая человеческая дума разве утверждается целесообразностью? Ведь космическое творчество строится в орбитах Сущего. Так вечно живущее насыщается тонкими огнями Сущего”.

Б.906. “В утвержденном законе жизни так величественен принцип согласованности. Как часто дух приписывает свои действия хорошему побуждению, но сила духа в своем импульсе направлена на обратное. Так думают те, кто не хотят смотреть прямо к Свету. Думая так, дух признает безволие — безволие есть хаос. И когда знаем, что следствие происходит от причин, то каждый дух должен следить за своими побуждениями. Вся "Книга Жизни" заполнена качествами побуждениям.

И.364. “Общеизвестно, что перед началом Сатия Юги, свиток кармы свертывается особенно быстро. Могут спросить — почему же многие преступления и хуления как бы остаются без наказания? Причин много. Первая — люди любят судить по грому, но не по молнии.

Вторая — можно не замечать, насколько постепенно оборачивается круг событий. Третья причина лежит в побуждении и в старой кармической связи. Так лишь утонченное сознание может почувствовать, когда за нежелательным действием скрыто недурное побуждение. Но бывает наоборот, когда действие, неплохое по виду, является следствием недопустимой мысли. Когда говорю о пространственной справедливости, то имею в виду закон равновесия. На “чаше” отразится каждое колебание духа”.

С.523. “Понять нужно, что есть мысль малая. Она, как насекомое, подсекает все самые сильные побуждения. Нрав, самый настойчивый, расшатывается уколами малых мыслей. Казалось бы, это повторено и уже надоело, но, когда приходит время действия, люди забрасывают себя облаком осколков малых мыслей. Самые благородные решения стираются под слоем постыдных мыслей. Мешают подвигу прежде всего не столько сомнение, сколько бесформенные мысли, порожденные старыми привычками. Утверждают, что не трудно освободиться от привычек, если достаточно перенесем сознание в будущее. Часто люди мерят будущее по настоящему и тем обрезают новые крылья. Даже птицы знают о смене перьев и подчиняются соответственным условиям. Для смены крыльев они удаляются в заросли, чтобы взлететь обновленными. Так будем брать пример с этих младших собратьев. Они могут пропеть нам отличную песнь сердца”.

М01.364. “Нужно рассматривать, какие качества наиболее выявляются при сознании Огненного Мира. Среди таких качеств особенно уявляется справедливость. Невозможно словами передать это качество, которое считается самым великим при чувствознании. Справедливые знают, поверх закона земного, где правда. В то время, когда закон ведет ко многим несправедливостям, человек, познавший Мир Огненный, знает, где истина; вопреки очевидности, чует действительность. Так огненное сознание преображает жизнь.

Даже мученичество огненное дает высшее знание. Таким же образом мы можем отличать и другие качества духа, растущие под Огненным дождем. Умеренность без Огня обращается в убожество, но Золотой Путь, напряженный Огнем, будет лучшим объяснением умеренности. Точно так же мужество без Огня представляет безумие. Но мужество, сверкающее Огнями сердца, станет стеною нерушимою. Конечно, и терпение, и сострадание, и дружба станут другого цвета в Свете Огненном. Но Учитель может лишь на деле, на испытании, утверждать степень огненности. Меньше всего пригодны слова для такого уверения. Сколько слов омывают пороги тюрем, но не многие из тюремщиков могут похвалиться справедливостью. Так же сколько слов о терпении! И первая неудача делает самых нетерпимых людоедов. Конечно, не стоит пояснять, как словесное мужество обращается в великую трусость. Но желающий приблизиться к Огню должен следить за всеми побуждениями”.

М01.535. “Корень мысли или побудительная причина должна быть явлена для утонченного сознания. Невозможно знать все мысли, ибо в калейдоскопе человеческих осколков голова закружится и самые обрывки неустойчивого мышления не дадут пользы. Но полезно чувствовать побудительную причину каждого выражения, такое огненное утверждение приходит с возжением центров. Человек начинает знать причины слов, внешнее выражение для утонченного наблюдателя не существенно. Иногда сам говорящий затрудняется определить первичную причину своих слов. Но сердце огненное знает, как зародилась сказанная формула. Никакая ужимка, никакие жесты не введут в заблуждение третий глаз. Нелегко дается это чувствознание, многие поколения вносят лепту в сознание. Считайте утверждение Огня многими сменами жизни. Корень мысли даст пути к познанию прочих корней”.

М02.20. “Много причин, отчего люди боятся Тонкого Мира и световых излучений. Они в сущности своей чуют, что в Тонком Мире каждое побуждение сопровождается явным излучением, но сам человек не видит своего излучения. Если он вполне уверен в добром качестве своих мыслей, то ему и нечего опасаться. Но в большинстве мысли бывают очень извилисты, и человек по привычке земной к сомнению очень заблуждается в истинных основаниях мышления. Потому так твержу о необходимости ясности мышления. Нужно быть так уверенным в качестве мышления, чтобы ни на миг не смущаться светом своим. Твердое стремление к добру, подтвержденное сердцем, лишь умножит прекрасные света; кроме сущности своей, света эти как очищение пространства. В Тонком Мире такие благие излучения создают окружающую улыбку и содействуют общей радости. Потому утверждайтесь в добре и мыслите так, чтобы ни перед кем не устыдиться. Не считайте эти слова отвлеченностью. Тонкий Мир подтверждает их. Много жителей Тонкого Мира сожалеют, что на Земле им никто не сказал о явном излучении, которое должно быть прекрасным”.

М02.36. “После новых потрясений человечество вступит на путь сотрудничества. Но можно себе представить, что должны пережить два враждебных соседа, чтобы подумать о взаимной пользе. Утеснение одних явится лишь радостью других — значит, они оба должны пострадать. Уловки темных помогут защититься особенно лукавым. Явление справедливости очень трудно, если не учтены побуждения”.

М03.12. “Среди поносителей Учения следует отметить особый род лиц, который берет на себя обязанность стоять на страже Истины. Но являть Истину доступно лишь огненному сознанию. Так называемые стражи Истины трудятся над тем, что они принимают за Истину именно то, что им приятно. Потому столько поносителей Учения и всех светлых начинаний. Правильно указали на анафему, проклятия, которые явят такие стражи Истины. Столько прекрасного было загублено этими темными побуждениям.

Почему не выносят Наших Указаний эти силы тьмы? Ибо Наше Учение всеобъемлюще, всепроникающе и стихийно. Тьма особенно борется с Источником, который ближе к Иерархии Света. Если Мы проследим все лжеисточники, то убедимся, насколько их поддерживает людское сознание. Сеятели сомнений и извращений постоянно являют запрещение Истине и всему Светлому. Так Мир Огненный также имеет своих Огненных Стражей. Горе лжестражам и горе тем, кто засоряет пространство лжеучением. Горе тем, кто дал и дает миру понимание о Иерархии, недостойно умаляя облики Светлые. Так будем бороться с искажениями”.

М03.39. “Сущность огненного продвижения состоит из разных утверждений духа. Главный фактор есть развитие самодеятельности. В самодеятельности будет заключаться любовь к Иерархии, в ней будет заключаться чувство ответственности и истинное понимание Служения. Так, когда Мы говорим о самодеятельности, нужно понять все качества высшего утверждения. Когда общинник принимает на себя развитие самодеятельности, то не ограничено поле действия его. Иерархия является огненным побуждением всех действий. Не страшны общиннику никакие нападения, ни близкие, ни дальние, ибо он знает огненное служение, потому так важно очищать сознание от самости. Но общинник должен быть готов принять все трудности, зная, что Служение Иерархии есть высшее достижение”.

М03.101. “Истинно, лишь сердце может вникать во все действия, во все побуждения, во все сущности, являя распознавание. Для проникновения в Мир Огненный нужно особенно распознавать сердцем. Лишь тот источник, который устремлен к основам Истины, может дать понятие истинного строения Космоса. Только тот источник дает правильную меру суждений, который насыщается огнем тонких энергий. Для утверждения своих сил на Высших Сферах необходимо напрячь силы сердца, ибо нет другого свойства Огня, которое могло бы заменить эти энергии. Сердце так мощно устремляет дух к тонким энергиям. Все Высшие Сферы достигаются напряжением сердца. Этот сокровенный сосуд может открыть все творческие возвышенные сферы. Незаменимы эти сердечнее энергии, в них Высшая Воля истинно отражается. Творчество сердца можно назвать солнцеподобным. На пути к Миру Огненному устремимся к пониманию сердца как связующему явлению между Мирами”.

М03.138. “Предстояние перед Владыкой может выражаться лишь сердцем. Наполнение сердца Владыкою устремляет каждое качество духа. Лишь внутреннее постижение даст тонкое разумение. Ничто внешнее не омоет тело Христа. Ничто внешнее не заменит наполнение сердца Владыкою. Даже малые проблески сознания показывают, как ничто не сравнимо с огнем духа и чистым побуждением. Если бы дух мог сохранить память о сферах Тонкого Мира, то, конечно, многое можно было бы установить. Но невозможно было бы оставить память о переживаниях, ибо тяжек путь неизжитых чувств. Слои надземные имеют свои рекорды, и решения эти направляют следствия следующих жизней. Все религии давно дали этот закон. Предстояние перед Господом, предстояние перед Судьей, предстояние перед Владыкою — единое понятие. Потому на пути к Миру Огненному запомним, как нужно предстояние перед Владыкою”.

М03.169. “Каждый должен мыслить о переустройстве Мира, ибо, когда мы поймем происходящее, мы поймем приближение будущего. Каждая мысль, направленная к строительству Новой Эпохи, даст свои формы. Мыслеформы явят направление будущего, потому нужно понять цепь, насыщенную устремлением. Творчество духа, как огненный рычаг в пространстве, как мощный устремленный огненный творец, как правитель в пространстве, как великий насыщающий Огонь. Так мыслящий о преимуществе и о великом будущем слагает утверждение строительства. Пространство нужно цементировать и явным огнем духа оплодотворять формулами огненными. На пути к Миру Огненному явим устремление к пониманию переустройства Мира”.

М03.313. “Для утверждения действий и успеха необходимо проникнуться сущностью действенного явления. Когда действие предпосылает великую цель, каждый шаг должен соответствовать назначению. Невозможно смешивать великое с ничтожным. Невозможно смешивать предательство с высшим назначением и низшее побуждение с высшей целью — такое смешение неминуемо вызовет острую реакцию. Каждое высшее назначение нуждается в огненном насыщении и в непротивлении пространственным назначениям. Кроме высшей настороженности, необходимо сознательное распознавание сил Света и тьмы. Лишь непреклонность и сознательное бесстрашие приносят победу”.

М03.358. “Если бы поняли люди, какими основами можно построить лучший мир. Если бы человечество задумалось над понятиями, которые насыщают жизнь. Сколько высших побуждений могло бы проснуться в сознании; сколько спящих энергий могло бы действовать, если бы человечество приняло Завет Служения так, как это утверждено всеми Высшими Силами! Все огненные качества Служения именно основаны на преданности. Именно это качество есть основа строительства. На пути к Миру Огненному нужно будет утвердить эту основу”.

А.170. “Не знает человек, в чем его лучшее деяние, потому гордость действиями есть невежество. Деяния людские находятся в зависимости от множества условий. Миры дальние будут помощниками или противниками. Причины и побуждения вписаны на таких длинных свитках, что следствия не могут быть прочитаны человеческими глазами.

Потому предоставим судить Миру Высшему, сами же приложим все наши силы и лучшие стремления”.

А.182. “Так называемые символические сны в высокой степени выражают связь с Миром Невидимым. Не может одно сознание синтезировать, оно должно получить импульс Свыше, чтобы видеть будущее в символе простом и ясном”.

А.308. “При выздоравливании можно замечать, как иногда нечто препятствует процессу. Можно предположить, что сам больной задерживает устремление организма своим отрицательным отношением, но можно убедиться, что существуют и другие причины, лежащие вне человека. Пространственные токи будут сильными побудителями всяких реакций. В госпиталях, где возможны наблюдения над многими индивидами, следует умело наблюдать, почему прием того же лекарства действует различно. Среди пространственных условий найдутся многие разгадки. Не следует думать, что голубое, ясное небо уже будет показателем полезных токов; может быть, что грозовое, облачное небо утвердит лучшие токи.

Мало наблюдают за пространственными токами, мало обращают внимания на различные человеческие настроения. Нельзя объяснить все мыслями, напитывающими пространство. Кроме того, существуют тончайшие химизмы отдаленных миров, такие токи приходят в соприкасание с низшими, надземными слоями. Можно представить себе, какие сочетания могут получиться! Человек и в этом случае мало заботится о своем ближнем”.

А.426. “Какими земными словами выразить, что тончайшая энергия проявляется в каждом движении человека? Как утвердить, что та же энергия приводит в движение и миры? Как пояснить, что она же и в мысли и в действии? Она же и побуждающая и останавливающая причина. Она же не мерит малое и великое. Кто поймет, где Первопричина всего? Кто же может пронести знание о великой энергии по всему свету?

Может быть, написана книга о малых причинах и о великих следствиях. Конечно, такое определение возможно лишь от земного измерения. Но поучительно проследить, какие причины порождали большие следствия — можно изумляться малости видимых причин. Многие даже вообще не упомнят ничтожных побуждений. Посмотрим, как могло получиться такое несоответствие? Можно найти объяснение в кармических причинах. Кроме того, человек трудно различает малое от великого.

Явленная психическая энергия должна напомнить о присутствии энергии во всем. Так научимся осмотрительно относиться к малому. Умейте помыслить о великой энергии”.

А.491. “Нередко слышите нелепые рассказы, как одновременно появляются воплощения одних и тех же лиц; получается нечто невежественное и вредное. Отрицатели воплощения пользуются такими выдумками, чтобы опрокинуть возможность перевоплощений. При этом забывают причину, несколько ослабляющую преступность измышления. Некоторые люди припоминают подробности из определенной эпохи, когда они мечтали быть известной личностью, такое воспоминание мечты и складывает воображение воплощения; получается ошибка в лице, но не в эпохе. Ребенок воображает себя полководцем, и такое представление уже упадает в его чашу.

Многие помнят свои прошлые жизни, но, по затемнению сознания, вызывают их же прошлые воображения. Нужно осторожно и не слишком осуждать чужие заблуждения. Кроме самомнения и невежества могут быть лишь частичные ошибки без позорных побуждений. Конечно, могут быть и разные одержания и нашептывания со злыми умыслами, но об одержании говорилось достаточно”.

Бр.63. Сказано — добродетель имеет радужную ауру. Радуга есть символ синтеза. Разве добродетель не является синтезом качеств? Можно в каждом древнем символе найти непререкаемую истину. Люди понимали, что добродетель не есть просто доброе деяние. Они отлично знали, что лишь созвучия напряжений лучших качеств дают синтез восхождения. Они знали, что лишь побуждение будет утверждением добродетели. Никакие внешние деяния не могут свидетельствовать о побуждениях. Опыт над психической энергией покажет, насколько может отличаться деяние от побуждения. Никакие блестящие слова и действия не скроют побуждения. Можно назвать много исторических примеров, когда даже полезные деяния не могли быть оправданы вследствие недостойного побуждения. И наоборот, многое, оставшееся неразгаданным и заподозренным, сияло прекрасным побуждением. Такие свидетельства о сущности жизни будут подтверждаться всеначальной энергией”.

Бр.64. “Нужно попять, что приближение к такому высокому понятию, как Братство, накладывает нелегкую обязанность. Каждое освобождение от малой привычки уже требует напряжения воли. При этом может случиться, что как бы оставленная привычка приблизится опять, и в сильнейшей степени, значит, в глубине сознания этот порок продолжал существовать.

Могут спросить — остаются ли привычки на несколько воплощений? Могут остаться и даже возрасти, если пребывание в Тонком Мире протекло не в высоких сферах. Побуждение везде имеет решающее значение. Так при переходе в Тонкий Мир побуждение будет проводником. Не уявленное, но прочувствованное побуждение будет прекраснее самых прославленных деяний. Только сам человек знает, как зародилось в нем то или иное чувство! Он может внутренне проследить процесс нарастания. Так, лучший судья в самом себе. Но пусть человек помнит, что даже в земном бытии дан беспристрастный свидетель — всеначальная энергия”.

 

продолжение

Hosted by uCoz