Легенда пятая
О ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ
Из зверей становимся богами
В предыдущей легенде было рассказано, как человек после смерти в Плотном Мире и жизни в Тонком и Огненном снова возвращается на землю для следующей жизни. Так повторяется жизнь каждого человека. Надо вдуматься в слово Человек — оно означает Дух или Чело, проходящее веками. В одном слове выражена вся смена воплощений, вся ценность сознания.
Бесконечным рядом последовательных жизней человек приобретает жизненный опыт, который в промежутках между воплощениями, т.е. во время нахождения в Мире Огненном, претворяется в способности и характер человека. С этими способностями и этим характером, который создался в предыдущих жизнях, человек является в новую жизнь, причем всякая новая жизнь, продолжая предыдущую, начинается с той ступени развития, на которой человек остановился в предыдущей жизни. Так развивается его сознание. Эта эволюция сознания каждого человека происходит по определенному плану, который состоит в его дремлющей Божественности. Выполняя этот план, человек изживает свои отдельные жизни, и каждая его жизнь — как бы один день в Школе Вечной Жизни. Так, люди, наставляемое Великими Учителями, учат уроки, необходимые для перехода из одного класса в другой.
Для молодой души, недавно вышедшей из животного состояния, план учения — эгоизм с его неумолимой настойчивостью “я хочу это”, чтобы усилить центр его индивидуальности. Так учатся люди первого класса. Они еще совершенно не развиты, их умственное развитие только в зачатке, они не умеют обуздывать свои буйные страсти, свою грубую природу. Рождаются они среди дикарей и в полуцивилизованных расах, а также в отсталых и преступных типах цивилизованных обществ. Они воплощаются много раз в одной и той же подрасе и могут быть задержаны на долгое время в низших областях Тонкого Мира. Но после многих жизней в классе дикарей план меняется, и урок, который человек должен постепенно выучить, это — не “я”, а “мы”; он должен теперь научиться делиться с другими, и не требовать для себя одного. Второй класс — это люди заурядного развития, с ограниченным мировоззрением, умственный горизонт их не выходит за пределы семьи, их государства или национальности. Перевоплощаются много раз в одной и той же подрасе, имеют небольшой отдых в небесных областях, продолжительность которого зависит от достигнутых в жизни успехов в своем духовном развитии. Эти два первых класса — “дикарей” и “цивилизованных” представляют собой более девяти десятых всего человечества.
Затем приходит следующая стадия духовного развития, когда желание разделить бремя других становится основной нотой в жизни человека. “Дайте мне помочь вам”,— так говорит план Логоса сердцу человека, стремящемуся к духовности. Третий класс — это культурные люди, которые стремятся к каким-нибудь высоким целям, имеют какие-нибудь высокие идеалы; их умственный горизонт расширился до понимания единства человечества. Перевоплощаются они два-три раза в каждой подрасе. Срок между воплощениями различный и может продолжаться до столетий и тысячелетий — в среднем 700—1200 лет.
Четвертый класс — ученики Учителей Мудрости, со значением творящие свое будущее. План Логоса для ученика — жить во имя своего Учителя, становясь с каждым днем все более благородным стражем и более благородным проводником той благодати, которую учитель создает для мира. Ученики добровольно отказываются от продолжительного блаженства в Мире Огненном, на которое имеют право, дли того чтобы ускорить свою эволюцию, и перевоплощаются тотчас после смерти. Каждый из них имеет Учителя, который сам выбирает для него семью и условия, в коих он должен родиться.
На самой последней ступени, на ступени Учителя Мудрости, план Логоса завершается вполне, и душа живет в невыразимом единстве человека и Бога. “Не своей воли ищу, но воли Отца” — молитва его действия. Пятый класс — редкие цветы человечества, которые закончили свою человеческую эволюцию и, достигнув богочеловеческого состояния, руководят нашей эволюцией. Они не нуждаются в перевоплощениях и воплощаются лишь по своему желанию для этой эволюции и блага человечества. Когда Учитель принимает рождение, он сам решает, где и когда ему родиться, ибо он абсолютный хозяин своей судьбы.
Итак, сроки пребывания в иных мирах чрезвычайно различны, условия могут меняться от нескольких месяцев до тысячелетий. Все зависит от развития и зрелости человека.
Всякая жизнь есть определенный урок, определенное задание, которое нужно выполнить. Если человек был успешен в разрешении поставленных ему задач, он двигается в своей эволюции быстро; если он менее успешен, он много раз возвращается в те же условия, в ту же обстановку, в которых он не оказал успеха.
Шагаем по эпохам
Коренные расы и их подрасы выполняют свои роли в драме Жизни, чтобы дать опыт нам. Вот почему Иерархия вносит в подрасы физические различия и помещает их то среди гор, то по берегам морей; вот почему Иерархия посылает в подрасы различные аспекты единой истины, выраженные в религиях и философиях, которые появляются в различных подрасах под Ее руководством.
Представим себе душу, рождавшуюся поочередно в каждой подрасе. Начиная со дня рождения в первой подрасе Атлантов, какой своеобразный опыт будет у души, воплощенной в примитивном великоподобном человеке. И как различен будет этот опыт во второй подрасе, у горца молчаливого, выносливого, чуткого к переменам солнца и облаков. Воплотившись в толтека в Атлантиде или в Перу, она будет иметь опыт администратора в одном из удивительнейших патриархальных правлений, которые составляют славу толтеков. Такой администратор взял бы на себя всю тяготу забот о благосостоянии какой-нибудь деревни или провинции, учась при этом подавлять свою личность в пожизненном служении своим согражданам.
В качестве туранского колониста человек привыкает странствовать в поисках новых земель и бороться с природой на новых поселениях. В качестве воинственного первобытного семита он научится быть прежде всего борцом, развивающим быстроту решений и сознающим, что его жизнь принадлежит не ему самому, а племени. Как мореплаватель и торговец в аккадийской подрасе, человек познает магическую силу моря, он познает необходимость учитывать психологические моменты в распределении товаров и разовьет умственную силу в деловом соревновании. А затем, как китаец-земледелец, не оставляющий никогда фермы, унаследованной от предков, так близко узнает он немногочисленных жителей своей деревни, деля их заботы и горести и научась познавать внутренний смысл жизни вдали от шума войн и торговли.
Следя за странствиями души в ее новых рождениях, остановимся на ее проявлении среди Пятой Расы. Наверное, жизнь в Индии оставила свой неизгладимый отпечаток на ней, дав ей нечто от присущего индусу философского и отвлеченного взгляда на жизнь. Позднее в Древнем Египте, среди его практического и счастливого народа, не отдававшегося мечтам, она развивает другую сторону природы своей.
И если бы человек родился арабом в самом сердце пустыни, неужели эта пустыня не оставила бы на его душе своего отпечатка, снабдив его тонкой чуткостью, ощущением невидимой жизни в природе и ее величия? В качестве иранца, рожденного в цивилизации, направляющей его усилия к успеху в торговле, он должен был научиться изобретательности и инициативе честного ведения своего промысла.
Затем, как кельт, возможно, грек в Афинах,— какое новое восприятие возникает у него, уверенного, что боги повсюду, как на воде, так и на суше, уверенного в своем божественном происхождении, рожденного для того, чтобы преобразить жизнь в искусстве, имея идеалом всестороннее знание, которое развивает цельность природы и здоровое настроение сердца.
Как римлянин — твердый в уверенности, что религия, семья, государство представляют одно целое, с глубоким чувством законности, чтобы научиться искусству управлять. Либо как француз или итальянец, чутко и быстро отвечающий на эмоции, увлекающийся идеями помимо всяких материальных соображений.
А затем, рожденный как представитель Тевтонской подрасы в Скандинавии или Англии, или же в Америке. Какие новые способности может приобрести его душа в добавление к уже имеющимся свойствам? Практичность и, благодаря научным исследованиям, способность сверхличного суждения, добросовестность в деловой сфере и индивидуализм; а разве Бетховен, Вагнер и Шекспир не дадут ему нового понимания жизни?
О будущей подрасе, шестой, возникающей теперь в Австралии, Новой Зеландии, Америке и других новых местах, мы уже можем предсказать некоторые качества: чувство братства и новое понимание отношений между родителями, сотрудничество в делах и материальной эволюции; интуиция, умение подходить по-новому к мировым проблемам, освобождение от традиций старого мира, любовь к солнечному свету, свежему воздуху и ко всему, что сближает людей.
Представим себе также, как различны должны быть опыты души в тех же подрасах, если она воплотится в теле женщины, выполняя женские обязанности; в ней разовьются новые чувства и новые точки зрения, без которых душа была бы, наверное, беднее. И так как человек должен обладать не только качествами, присущими людям различных положений и состояний, но и качествами присущими различным полам, то он воплощается то в мужском, то в женском теле. Число воплощений мужских и женских зависит от способности души претворять добытый жизненный опыт в способности. Обычно бывает не более семи и не менее трех воплощений подряд в одном поле.
Так возвышаются и падают цивилизации, развивая в людях то или иное качество, но в основе всего процесс перевоплощения. Цивилизации появляются и исчезают только для того, чтобы стать для нас полем опыта, дать нам новые переживания в различных жизнях. Они создаются из праха, им дается сыграть свою особую роль, и затем они или погружаются в пучины морские, или разрушаются в огненном катаклизме. Но все они служат только сценами в драме, начертанной Логосом для нас, дабы, хорошо и верно исполняя свои роли, мы смогли бы когда-нибудь уподобиться Ему.
Человек проходит поочередно через все эпохи и расы, через все культуры, через все общественные поколения для того, чтобы своим собственным усилием, своим собственным творчеством развить до полноты все те же божественные свойства, которые заложены в нем как возможности.
Каждая смена жизни, подобно лекарству, исцеляет какую-то нездоровую сторону человека. Не будет сиять камень, недостаточно отшлифованный. Великие воплощения иногда сменяются как бы незаметными — кто знает, какой ценный предмет должен быть найден во время трудного пути?
Царь может оказаться чернорабочим и сапожник — сенатором — смена воплощений по основам психическим, но не по земным отличиям. Знатные воплощения чередуются с трудовыми. Трудовое воплощение может повысить сознание превыше всех владык мира сего.
Все области тяжкого труда полны наслаждений. Гонимые научаются больше, чем гонители.
Встречаемся через века
Каждая душа развивается под влиянием своей собственной отдельной вечности, но она следует по пути к осуществлению своей Божественности не одна, но совместно с другими душами, которые учатся любить. Истинная связь Любви между ними сохраняется навсегда, и каковы бы ни были их земные оболочки, истинная любовь пробьется через них, как искра, от одной души к другой. Физическое родство не так важно, сила истинной любви всегда проявится как любовь и служение, какой бы ни был земной проводник души, намеченный для нее Владыками Кармы.
Проследим два примера таких встреч, разделенных веками,— две легенды о вечной любви.
В первом примере души Л, К и Б связаны между собой тесными узами любви, выкованными за многие прошлые жизни. Л и К принадлежат к тем типам душ, которые имеют 1200-летнее пребывание в потусторонних мирах, тогда как Б принадлежит к типу, имеющему промежуток лишь в 700 лет между двумя жизнями на земле. Ясно, что Л и К не могут участвовать во всех жизнях Б. В течение этого времени, когда Б имел 31 воплощение, Л имел только 20, а К — 24. Л встречался с Б, и они становятся мужем и женой, но в этой жизни они не встречают К. Когда Л рождается вновь, он становится мужем К и шурином Б; но в промежутке Л и Б оба имели по одной жизни, в которой они не встретили К.
В течение 31 жизни Б встречает Л 12 раз, тогда как Л и К вместе он встречает только 8 раз. Связь между Л и Б особенно сильна; каковы бы ни были их физические взаимоотношения — как мужа и жены или жены и мужа, или как брата и сестры, или как влюбленных, которым не улыбается судьба, и они не могут вступить в брак, всегда душа говорит душе. В одной из жизней К в женском воплощении усыновляет маленькую девочку Л, позднее Л в мужском воплощении усыновляет маленького мальчика К.
Во втором примере можно проследить, как различно проявляются узы любви, существующие между Р и Д в течение 14 жизней, когда они встречаются.
Когда Р меняет пол и два раза воплощается женщиной, любимый ею субъект в первом случае воплощается как ее сын, во втором — как ее муж. Когда Д меняет пол в течение трех жизней и воплощается мужчиной, он в третьей жизни встречает Р, тоже мужчину, между ними возникает чувство необычайной взаимной симпатии и дружбы. В другом воплощении Р — священник, и к нему приносят маленькую девочку сироту (Д) для посвящения в храм; через короткое время возникает чувство горячей дружбы, и священник становится ее Духовным отцом и руководителем. Затем является жизнь, когда они вновь муж и жена. В двух следующих жизнях любовь вновь загорается в их сердцах, но их чувство протекает при тяжелых условиях. Следующая жизнь, когда Д не встречается с Р, и лишь в новом воплощении они опять соединяются как муж и жена.
В настоящей их жизни они не встретились, но постановлено ли в плане Владык Кармы жить им врозь или вновь соединиться, все равно узы любви между душами остаются сильными и неразрывными, и несомненно, что они вновь встретятся в следующих жизнях как супружеская чета, или как отец и сын, или как друзья. Во всяком случае, они впредь будут встречаться любящими друг друга, способными проявлять всю многогранность любви, которая выражается преданностью и самопожертвованием ради любимого, независимо от проводников, которые им будут присуждены Владыками Судьбы.
Накопляем сокровища
Цель многообразного опыта многочисленных жизней человека — раскрытие многообразных сторон нашего сознания, полное выявление скрытых в нас в потенциальном состоянии силы, красоты и величия, которыми Единая Жизнь наделила нас. Индивидуальность человека слагается веками в продолжение ее многих жизней; его стремления и его способности есть результат накопления прежних жизней. Новая жизнь дается ему для того, чтобы он совершенствовал свою индивидуальность, чтобы прибавил нечто положительное в чашу накоплений — в этом смысл человеческой жизни на земле и в этом цель перевоплощения.
Наблюдаемая разница в способностях есть результат большего или меньшего развития, большей или меньшей человеческой индивидуальности. Резкие различия в умственных или нравственных задатках, которые постоянно встречаются внутри семьи, объясняются тем, что умственные и нравственные качества принадлежат самой индивидуальности. Среди духовных странствований человек накопляет свой груз, который хранит среди своего сознания. В детском возрасте уже проявляются сведения и наклонности, которые нельзя объяснить никакими причинами, кроме прежних накоплений. Наслоения наблюдений за многие жизни, сложенные в глубине сознания, называются спящей мудростью.
Так называемый дар распознавания не есть дар, но следствие трудов и опыта; распознавание приобретается многими накоплениями. Воображение есть отражение прежних опытов. Человек познал многие положения и тем утончил суждение свое. У некоторых людей чрезвычайно развита терпеливость, тогда как другие совершенно лишены этого качества. Причина в том, что обладатель терпения укрепил его во многих жизнях. Терпение принадлежит к качествам, особенно трудно заработанным как в земном, так и в тонком пребывании. Таким образом, терпеливый человек есть многоопытный труженик, нетерпеливый — новичок в жизни.
Весь опыт прежних жизней и знание их сохраняется в “Чаше” — одной для всех воплощений, которая находится в непреходящем теле, в бессмертном человеке. Помнить о своих прежних жизнях может лишь человек высокого духовного развития. Лишь для ученика Учителя Мудрости наступает однажды такой момент, устанавливаемый Учителем, когда для него становится доступным понимание многих тайн, в том числе и тайн своих прежних жизней. Каждый человек носит и в се6е тайну. Лишь редко приоткрывается завеса прошлого в земном существовании — только перейдя за грань Земли, человек просветляется в познании части своей тайны. Замечателен процесс, когда открывается Чаша накоплений: память внезапно озаряется, и прошлое встает во всей своей справедливости — нетленное накопление может оказаться истинным сокровищем.
Преждевременное знание воплощений очень вредно для восходящего духа, потому оно так мудро скрыто природою, действующей всегда и по всем законам Целесообразности. Часто преждевременное знание воплощений может ввергнуть в бездну отчаяния, в случае раскрытия какого-либо предательства в прошлом, или же усилить самомнение — одно из самых преграждающих качеств. Поэтому следует благословлять мудрый покров тайны, тем более что по мере восхождения дух сам снимает покров этот, видит свои воплощения, а смысл их становится ему понятен. В сущности, не все сглаживается из памяти человека, когда он появляется для новой жизни на земле. В первые годы жизни многие дети полны воспоминаний о прежней жизни, также о пребывании между земными жизнями. Иногда они рассказывают о себе странные вещи, на которые не обращают внимания или относятся как к фантазиям.
Кое-какие воспоминания из прежней жизни бывают и у взрослых людей. Когда человек бывает поставлен в условия, аналогичные тем, которые были с ним однажды в одной из прежних жизней, то по ассоциации идей он может вспомнить подходящее событие из прежней жизни, соответствующее обстановке текущей жизни. Только не все способны дать правильную оценку такому воспоминанию. Человеческая эволюция есть эволюция сознания. Можно сравнить эволюцию человеческого существа с ожерельем, каждая бусинка которого есть одно из физических проявлений, нанизанное на нить духа. Но ближе представить себе эту эволюцию как сложную настойку, в которую с каждым новым появлением на земном плане прибавляется новый ингредиент, который изменяет весь состав.
Можно рассматривать ряд воплощений как ряд отдельных жизней, но лучше смотреть на смену воплощений как на одну жизнь. Промежутки воплощений можно называть сном или днем. В прошлом может быть это сон, в будущем — это день. Это зависит от успеха эволюции.
“Мы не умрем, но изменимся”,—как же еще яснее сказать о вечной жизни? Неумирающий человек! Феникс, возрождающийся из пепла, заповедан издревле.
Жизнь не прекращается. Поняв это, совершенно изменится отношение к земному существованию. Зная всю непреложность и вечность жизни, можно идти без страха. Поняв неистребимость сущности нашей, можно эту ценность положить на чашу весов.
Только в краткости пути здешнего можно понимать величие Беспредельности и научиться совершенствованию духа. Лишь понимание единства пути заставит людей жить красотою и умирать как путники, продолжающие свое странствование. Беспощадный рок смерти превратится в зов космической жизни.
Легенда шестая
ЗАКОН КОСМИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Загадка судьбы
Говорится, от судьбы не уйдешь...
Кто распоряжается судьбой человека? Кто наделяет одних людей счастьем, а других страданием, иногда на всю жизнь? Почему одни — “родившиеся в рубашке”, которым все в жизни удается, а другие “бедные Макары”, на которых “все шишки валятся”? Почему один здоровы и красивы, другие — калеки от рождения и безобразны? Почему такое неравенство в удаче и в неудаче?
Наблюдая жизнь, можно прийти к выводу, что в мире нет справедливости, ибо сплошь и рядом мы видим, как страдают люди хорошие, наслаждаются жизнью недостойные. Часто говорится о “незаслуженном” счастье и страдании. Но неужели в Космосе, где все так стройно, так целесообразно, закономерно, неужели в таком Космосе царит произвол и случайность, когда дело касается человека, его жизни? Врожденное чувство справедливости в человеке протестует и восстает против такой несправедливости в жизни людей.
Легенды Востока говорят, что о несправедливости в дарах Судьбы рассуждают те, кто имеет в виду только одну, данную жизнь человека. Легенды утверждают, что нельзя выводить суждение о случайности и произволе в Космосе лишь по одному отрывку из вечной жизни человека — только по последнему его воплощению. Они говорят, что все будет понятно, что все станет на свои места, если проследить жизнь человека в его прошлом, или рассмотреть ранее прожитые жизни его. Утверждается, что наша теперешняя жизнь есть точный результат наших предыдущих жизней. Так события кажутся нам как бы проявляющимися из пустоты, как бы случайными, но это иллюзия, и происходит она от недостатка нашего ведения. Люди, незнакомые с космическими законами, не видят, из каких причин исходят, а результат неизвестных им законов считают хорошей или дурной “судьбой”.
Много жизней человек прожил на земле, и в них он думал, желал, действовал то по-хорошему, то по дурному. Он создавал силы, которые помогали или задерживали как его, так и других. Каждый из нас, когда вступает в эту жизнь, приходит из далекого прошлого, обнимающего многие жизни, и, когда мы беремся снова за нашу земную задачу, мы приносим с собой нашу судьбу, такую, какую мы создали сами. Легенды настаивают, что случайности в мире нет, что все происходящее связано с предыдущей причиной, что мир, в котором мы живем,— это мир справедливости и порядка.
Что посеешь, то и пожнешь
Да, малой земной справедливости нет. Но зато существует Великая Космическая Справедливость. Эта Космическая Справедливость осуществляется законом причин и следствий — Законом Кармы. Это есть безошибочный Закон воздаяния, который говорит: “Что посеет человек, то и пожнет”. Согласно этому закону, страдающий в жизни одинаково пожинает плоды того, что посеял. Если человек живет счастливой жизнью, то он заслужил ее прежней жизнью; а если он ведет жизнь недостойную, то он готовит себе будущее страдание.
Космическая справедливость, воздающая каждому по делам его, и есть обратный удар: за добро — добром, за зло — злом. Это воздаяние людям за их поступки производит космический закон.
Судьба человека складывается его делами, по которым Закон Кармы являет соответствующие результаты. Следствия поступков, слов, желаний, мыслей человека неизбежно возвращаются к нему либо в виде наказания и страдания, либо в виде счастья и радости. Карма есть порождение человека, вся его жизнь есть результат его кармы. Следовательно, человек исключительно сам творит свою судьбу.
Когда человек кричит: “За что?” — он не думает ни о прошлом, ни о будущем. Он ропщет на свою судьбу, но забывает, что сам суровым наказанием себя карает. Человек не должен обвинять небеса и судьбу за явную несправедливость, царствующую среди человечества,— он сам спаситель и разрушитель.
Задолжал — расплачивайся
Легенда говорит, что ничто не проходит бесследно, каждый поступок человека, каждое слово, каждое желание и даже мысль запечатлеваются автоматически на невидимых (нам) скрижалях. Все заносится в “Книгу жизни” человека — и за все раньше или позже приходится отчитываться.
Таким образом, ничто не может коснуться человека, чего бы он ни заслужил сам, и недостаток памяти и знания с его стороны не может воспрепятствовать выполнению Закона. Ни в коем случае человек не может пострадать, не заслужив того. Не извне происходит то, что принято считать Кармой,— вредящий прежде всего вредит себе. Откуда столько несчастных? Они перевоплотившиеся предатели, воры, убийцы. Обычно в суме их найдутся старые долги — явно несут они плату.
Мудрый философ, проданный в рабство, воскликнул: “Благодарение, очевидно, могу заплатить древние долги!”. Император, прозванный Золотым, ужасался: “Роскошь преследует меня, когда же смогу заплатить мои долги?”. Так мудрые понимали, что бывшие жизни, наверное, не обошлись без задолженности.
Часто легкая карма является тяжелым испытанием, ибо чрезвычайно редко, чтобы человек мог подняться среди благополучия на следующую ступень духовного совершенствования. Лучше быть платящим, нежели получающим, ибо каждая плата кончает прошлое, между тем как получение может связать снова.
Человек может идти по своему пути так, как он находит нужным. Кто пошел по правильному пути, тот придет к цели; каждое искривление отнесет от прямого пути. Когда путник заблудится в зарослях, ему приходится преодолевать многие препятствия. Избыток самомнения и недостаток знания порождает массу ошибок, за которые приходится расплачиваться. За каждой ошибкой будет неизменно следовать страдание до тех пор, пока человек не поймет, что нарушать космические законы нельзя. Страдание есть главный учитель человечества.
Человек, не знающий космических законов, не сообразуется с ними и, направляемый эгоистическими побуждениями, совершает поступки, которые причиняют ему страдание. Таким образом, незнание космических законов является для человека источником постоянных страданий. И до тех пор, пока он будет нарушать их, он будет страдать, ибо создает плохую карму.
Наблюдая жизни людей во всем мире, не будет преувеличением сказать, что в большинстве этих жизней больше “плохой”, чем “хорошей” кармы, т.е. больше утомительного труда в общем, чем счастливой деятельности и радости. На современном уровне человеческой эволюции в запасе собранных всеми нами сил заключается больше страдания, чем удовольствия и радости. Наш дурной баланс превышает хороший, ибо в прошлых наших жизнях мы не хотели руководствоваться мудростью, вели эгоистические жизни, не заботясь о том, вредны ли мы кому-нибудь своим эгоизмом.
Карму создает не только каждый человек отдельно, но и различного рода коллективы. Создавая свою карму, человек связывает себя при этом с другими людьми, становясь, таким образом, членом различных групп семейной, национальной, расовой; как член этих групп он участвует в карме каждого коллектива. Поэтому кроме своей индивидуальной кармы человек может иметь карму семейную, групповую, народную, государственную, общечеловеческую.
Групповая карма образуется действиями и стремлениями к достижению какой-либо цели семьей, обществом, определенным классом, партией и т.д. Все принимающие участие в образовании подобного рода кармы должны будут встретиться не только со своими противниками, но и между собою, чтобы распутать те узлы Кармы, которые были ими же завязаны. Карма больших коллективов, как народ и государство, ввергает народы в такие коллективные бедствия, как война.
Пути создания Кармы
Некоторая часть Кармы, которую человек создает своей текущей жизнью, погашается в той же жизни. Остальная часть откладывается до того времени, когда создадутся условия для ее погашения. Таким образом, по времени исполнения карма бывает:
зрелая — это та часть от общего количества нажитой Кармы, которая Владыками Кармы определена к изжитию в текущей жизни, и поэтому она неизбежна;
накопленная — это такая, которая по разным причинам не могла быть ни изжита, ни погашена, т.к. требует для своего погашения условия; эта карма всегда доступна изменению;
зарождающаяся — это та карма, которую мы создаем своими поступками, желаниями или мыслями в продолжение текущей жизни — это посев для будущего.
Есть несовместимые между собой виды карм, которые не могут быть в одном и том же месте, но требуют различных физических тел для своего проявления. Иногда образуются обязательства по отношению к каким-нибудь людям, которые для этого должны снова встретиться. Иногда карма должна осуществиться среди определенного народа или определенного общественного положения, ибо когда-то было положено основание для подобного рода карм.
Поэтому для каждой души при ее воплощении дается тщательное прилаживание условий жизни. Это производится Владыками Кармы — теми невидимыми разумными Существами, которые управляют великими Законами Космической справедливости. В плане Логоса они действуют как распределители Кармы. С всеведущей мудростью Владыки Кармы выбирают и соединяют различные части кармы человека, чтобы образовался общий план данной его жизни. Они не вознаграждают и не наказывают, они только приспособляют собственные силы человека, идущие из его прошлого так, чтобы его карма содействовала его движению вперед и эволюции. Что бы ни дали Владыки Кармы человеку — радость или горе, благополучие или несчастье — они имеют в виду только истинную цель человека, которая на настоящей ее стадии не в том, чтобы быть счастливым или несчастным, но чтобы прогрессировать по линии, намеченной Планом Эволюции.
Так Владыки Кармы распределяют Карму людей. С бесконечным состраданием и с беспредельной мудростью, но, не отступая ни на волос от справедливости, они строят для одной души тело, подходящее для гения, а для другой — тело, подобное бревну. И не Их дело заботиться о счастье или несчастье человека, его добром или злом характере. Их единственная забота — повести человека на шаг дальше по пути эволюции. Содействия и затруднения, радости и горести, возможности и лишения — вот кирпичи, которые готовят Эго для своей временной обители. Владыки Кармы не прибавляют ничего и не отнимают ничего. Они лишь распределяют силы, творимые душой так, чтобы конечная цель человека была бы достигнута, возможно скорее в период прохождения от рождения и до смерти.
Создавая Карму, мы имеем дело с силой и ее последствиями. Сила эта принадлежит или Плотному Миру действия, или Тонкому Миру желания, или Огненному Миру мышления. Мы пользуемся всеми тремя видами силы. Устремляясь, мечтая, думая, желая, действуя, мы приводим в движение силы всех трех миров. С каждым поступком, с каждым желанием и с каждой мыслью человек меняет свое отношение к Космосу и отношение Космоса к себе.
В сущности, вся карма имеет свое начало в мысли человека. Карма творится, утяжеляется и облегчается, главным образом, мыслями. Мысль — наиболее могучий фактор в создании кармы. Именно наши побуждения и мысли творят карму, а поступки — факторы второстепенные. Мотив гораздо важнее, чем поступок. Поэтому люди слагают большую карму не внешней, а внутренней жизнью. Внутренняя жизнь влияет на карму во сто крат больше. Любое преступление является лишь малой частью внутренней подготовки, которая бывает часто очень длительной.
“Как жить, чтобы святу быть?”
Если закон Кармы есть Закон Возмездия, то не надо брать на себя выполнение Закона Кармы, ибо этот закон непреложен сам по себе. Человек не должен мстить за причиняемую ему несправедливость — этим ведает Высший Суд — Закон Кармы. Слова “Мне отмщение и Аз воздам” относятся к Закону Космической Справедливости.
И кто из нас может знать, что возвращая удар с местью в сердце, мы тем самым не только не исчерпываем свою карму, но продолжаем или даже усиливаем ее в тяжком для нас направлении. Поэтому мы должны прощать нашим врагам личным — иначе мы не выйдем из заколдованного круга Кармы.
Легенда говорит, что уничтожение земного врага посредством убийства есть создание сильного врага в Тонком Мире. Древние говорили врагу: “Если убьешь, тем хуже для тебя; на Небе битва удобная, и там поражу тебя”. Так своеобразно выражали древние вечность жизни и непреложность Кармы.
Но противиться злу мы должны указует легенда. Противление злу есть необходимое условие эволюции. Есть много способов противления злу, не усугубляя карму, — прежде всего силами духа. Отпор врагу, нанесенный без злобы в сердце, по существу, во сто крат мощнее. Долг каждого духовно развитого сознания — всегда быть на страже и по мере возможности пресекать зло.
Человек призван к мировому строительству посреди хаоса и должен воспитывать в себе мужество вечного дозора и участника в космической битве, неустанно проходящей вокруг него. Если он не хочет, чтобы затопили его волны хаоса, он должен быть всегда готов противостоять всякому злу. Мы не можем стать непротивленцами злу, не став в то же время предателями всего человечества.
По мере того, как изживается жизнь человека, карма погашается. Но в то же время создается новая карма; в зависимости от мудрости человека будет и качество этой новой кармы. Если его страдания научат ею безропотности и симпатии, если его горести и тревоги побудят его исправить содеянные им ошибки, если он заплатит свои кармические долги разумно, в таком случае его новая карма будет хорошей, а не дурной. Но если он ожесточился и вследствие этого причинил бедствия другим — в таком случае его карма будет плохой.
Человек, удрученный всевозможными горестями и несчастьями, не должен роптать на своих ближних и на отсутствие справедливости, ибо его затруднения суть результаты его прошлых ошибок и прегрешений. Надо принять их стойко, с покорностью и смирением, и таким отношением устранить от себя многие тревоги и мучения, которыми не знающие Закона еще более усиливают бедствия своей жизни. Будущее человека зависит от его собственных усилий, и тот Закон, который несет ему страдания, принесет ему с такой же неизбежностью радость, если он посеет добрые семена.
Человек сам делает свою карму, создавая одинаково как свои способности, так и свои ограничения. И действуя этими созданными им же способностями и сталкиваясь с вызванными им же самим ограничениями — в его власти усилить или ослабить свои способности, расширить или сузить свои ограничения. Таким образом, мы все господа нашего завтра, как бы ни были стеснены сегодня результатами нашего вчерашнего дня.
Нерушимость и неизбежность Космических Законов является необходимым условием для верного успеха и для ясного предвидения своего будущего. Человек может сделаться господином своей судьбы только потому, что он живет в мире управляемом Законом, где знание может дать человеку проникновение в деятельность своей души и силу направлять свое будущее, строить лучший свой характер и будущие условия своей жизни. И тогда знание Закона Кармы становится для него силой, поддерживающей, поднимающей и вдохновляющей.
Обычно большинство из нас, выплачивая кармические долги, создает себе смешанную новую карму, соединяющую хорошее с дурным, но у более мудрого из нас, будет большее количество хорошего, чем дурного. В сущности, пока человек не отнесется сознательно к плану эволюции, не может быть для него больших перемен из жизни в жизнь; подъемы и падения удачной и неудачной судьбы, горести и радости чередуются в изживаемых жизнях. И только тогда, когда человек определенно решается следовать Плану Логоса, жить не для себя, а для своих собратьев — тогда начинает ускоряться его эволюция. Тогда его прогресс становится быстрым, увеличиваясь как бы в геометрической прогрессии.
Мы не должны воображать, что “судьба”, выбранная для индивидуума, не поддается изменению; человек может изменить свою судьбу, реагируя на обстоятельства необычным образом.
Безудержным устремлением вперед, к совершенствованию человек может свою карму обогнать, и она его может не догнать. Остановившийся в своем развитии получает полный ливень кармы. Когда человек, стремясь к совершенствованию, развивает свои духовные силы, направляя их на пользу эволюции и для блага ближнего, он не только погашает свою карму, но облегчает от последствий дурной кармы все человечество.
Силы Света в силу закона свободной воли, не вторгаются в кармы человеческие. Но, повинуясь другому великому Космическому Закону — Закону жертвы, они часто принимают на себя карму человеческих ошибок, заблуждений и преступлений, освобождают человечество от тяжестей его кармических последствий. Они являются, как Христос, теми Искупителями, которые время от времени проявляются в мире, чтобы дать необходимый толчок эволюции человечества планеты.