“ЖИВАЯ ЭТИКА” о ШКОЛЕ И ВОСПИТАНИИ
ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ШКОЛ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Составитель БАНЫКИН Н. П.
Данная брошюра представляет собой собранные и систематизированные по темам выдержки из Учения "Живая Этика" по проблемам школы и воспитания учащихся. В этих высказываниях Великого Учителя намечены контуры школы будущего — школы XXI века, которая зарождается сейчас на наших глазах, в конце века текущего.
Брошюра предназначена в качестве практического пособия для школьных педагогов, но может быть также полезна для родителей и воспитателей детских учреждений.
Баныкин Н. П.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Задача школы
Воспитание
Духовное воспитание
Героическое и патриотическое воспитание
Воспитывать уважение к знанию
О детской и юношеской литературе
Воспитание чувства личной ответственности
Воспитание сердца
Трудовое воспитание
Воспитывать устремление в будущее
Программы школ
Преподавание в школах
Организация учебного процесса
Обучение
Школьные испытания
Развитие некоторых качеств ученика
Развитие мышления
Развитие наблюдательности и внимания
Развитие других качеств
Изжитие отрицательных свойств
Школьный учитель. Школа и государство
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Учение жизни — "Живая Этика" (Агни Йога) все стремительнее завоевывает умы и сердца людей. Являясь синтезом многотысячелетнего практического опыта человечества в познании себя и окружающего мира через науку, искусство, философию и религию. Учение это призвано стать основой планетарного мировоззрения в грядущем XXI веке.
Нет ни одной из сторон реальной жизни, которые так или иначе не затрагивались бы в Учении. Как драгоценные зерна, рассыпаны по страницам книг “Живой Этики” знаки-вехи на пути человечества в эпоху мировой Общины.
Сказано: “Новый мир придет через детей”. Поэтому правильное воспитание детей — граждан нового грядущего столетия — является самой насущной и неотложной задачей дня сегодняшнего.
С начала девяностых годов в школах России учителя-энтузиасты стали применять “Живую Этику” в своей педагогической работе. На страницах книг Учения содержится много высказываний о школе, о воспитании и обучении детей. Собранные вместе и систематизированные, они намечают контуры школы будущего — школы XXI века. Являясь по сути знаками-вехами, эти драгоценные указания Великого Учителя, ни в малейшей мере не сковывая инициативу школьного учителя, дают ему огромный простор для дерзания и творчества, для применения идей “Живой Этики” в школьной практике. Преподаватель любого предмета, будь то история или литература, физика или математика, природоведение или астрономия, труд или физкультура и другие, почерпнет из “Живой Этики” идеи для своего творчества.
“Живая Этика” не предлагает какую-то новую педагогическую систему. Напротив, она дает возможность взять все лучшее из существующих педагогик и, синтезировав это лучшее на базе Учения, применить в педагогической практике.
В одном из писем своим многочисленным корреспондентам матерь Агни Йоги Е.И. Рерих писала:
“Правильно, что собираетесь ознакомиться с разными воспитательными и образовательными системами, таким образом можно будет избрать из каждой самое лучшее и одухотворить синтезом Учения Новой Жизни или Учения “Живой Этики”. Между прочим, собраны ли у Вас в отдельную тетрадь все указания о воспитании и школах в книгах Учения?” (Письма, том 2, от 19.4.38).
Данная брошюра и представляет собой эту “отдельную тетрадь” с собранными в ней педагогическими рекомендациями из книг Учения. Мы надеемся, что данная брошюра станет такой настольной рабочей тетрадью для многих учителей-практиков, ищущих применить эти знания для воспитания детей — граждан грядущей Эпохи Света.
Н. Баныкин
“Хочу, чтоб Мои советы достигали школы. Хочу, чтобы дети помнили о Друзьях, посвятивших себя Общине Мира”. Вел. Учитель М. (Община § 178).
ЗАДАЧА ШКОЛЫ
“Мало кто не сознает сейчас, что все благосостояние страны, как духовное, так и материальное, зависит от основ, заложенных в сознание детей, но тем не менее, почти ничего не делается в этом направлении”.
Е. И. Рерих (Письма, том 1, от 15.1.32)
1. Школы должны быть оплотом познавания во всей полноте. Каждая школа от самой начальной должна быть живым звеном среди всех училищ до самого высшего.
2. Полезно дать намеки для новой программы школ. Именно нужно с детских лет приучать сознание к единству жизни, к единству Космоса. Пусть наша планета не будет каким-то обособленным миром, но лишь одной из остановок на великом пути в Беспредельность. Нужно как можно раньше осознать свое место в Беспредельности и свою зависимость от всей совокупности жизни Космоса. Помните, в Учении сказано: “Падение пера из крыла птички производит гром на дальних мирах”. Следует как можно глубже вникать в эту страшную зависимость нашу и во взаимоотношения всего сущего. Отсюда должно родиться чувство великой ответственности за каждую мысль, слово и действие. Причина и следствие действуют непрестанно и в бесконечности.
Когда-нибудь сознание человечества дорастет до понимания, что оно находится в гигантской Лаборатории Вселенной и само есть отражение ее. Именно единство нужно понять в Космическом размахе.
3. Полезно в школах учить о бессмертии. Религия, учащая о смерти, умрет, как умрут все, желающие умереть, ибо будущее состояние заключено в сознании нашем. Кто осознает потенциал огня в невидимости его, тот понимает внешнюю видимость развоплощения.
4. Учите детей понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления Природы, и глубине и непреложности ее законов, тяжко карающих нарушителя их. Укажите, что вся жизнеспособность, все творчество, как наше, так и всех других царств природы, зависит от мира невидимого, от невидимых вибраций лучей, исходящих от великих Жизнедателей, великих Подвижников Духа, как бывших, так и настоящих. Дети легко усвоят реальность и силу этой незримости, ибо воображение их еще не растлено саморазрушающим сомнением. И кроме того, сейчас столько наглядных опытов над лучами, постоянно доказывающих нам это невидимое воздействие и творчество. Даже самый обычный пример фотографической фильмы, воспринимающей сложнейшие сцены, но которая, не будучи проявлена химическим способом, не дает нам и намека о них на своей ровной, незапятнанной поверхности, будет для них убедителен, так же, как чувствительная пластинка рекордирует дальние, невидимые даже через сильнейшие телескопы, звезды или, наконец, очертания, часто очень ясные, невидимых присутствий около нас. Необходимо всеми мерами внедрять понятие об окружающем нас тонком мире и уничтожать ужас смерти и прикасания с этим миром. Мир этот так же неизбежен, как и земная жизнь, и, являясь сублимацией земной сферы, он может открыть нам возможности и красоты неизреченные.
5. Направить сознание в будущее есть задача истинной школы. Никто не хочет понять, что перенесение сознания в будущее есть образование ведущего магнита. Но дело в том, что сознание должно быть в полноте устремлено в будущее. Многие полагают, что можно иногда подумать о будущем и затем снова купаться в прошлом. Нужно не отдельные мысли уделять будущему, но существо сознания настроить в ключе будущего. Нельзя принуждать себя к такой трансформации. Можно достичь, лишь полюбив будущее. Немногие любят будущее. Страна трудовой радости, совершенствуя качество труда, может быть естественно увлечена в будущее.
Задача школьного учителя устремить учеников в будущее.
6. Много нужно убеждать людей, чтобы они могли заметить в своих жизнях происходящие главные моменты. Люди так не умеют различать главного от ничтожного. Часто самые узловые вехи существования не обращают внимания на себя. Школа должна помочь такому просвещению.
Итак, перед школой стоит триединая задача — дать самое широкое современное эволюционное мировоззрение и соответствующие ему воспитание и образование. В последующих главах эти задачи рассматриваются более подробно.
ВОСПИТАНИЕ
“Один час дельной беседы может навсегда изменить сущность ребенка”.
(Агни Йога, 553).
Духовное воспитание
7. Духовность является природным заработанным качеством. Но на средних ступенях она может быть воспитываема. Но нужно начинать такое преображение от рождения. Нужно дать чистую атмосферу, не затемнять воображения подлыми видами, научить радоваться именно возвышенно-прекрасному, удалять роскошь и всякую грязь. Человек духовный не будет ханжой, не будет лжецом и трусом. Он познает труд как необходимый способ совершенствования, но сердечная молитва его будет огненно прекрасна.
8. Обстановка дома также налагает печать на всю жизнь. Даже самая бедная хижина может не оскорблять духовного чувства. Не следует думать, что пустота (духовная) жизни не замечается детьми. Напротив, они очень чуют построение всего обихода, потому молитва лучше живет в чистом доме.
9. Когда семья не умеет, пусть школа научит чистоте во всем быте. Грязь не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца. Кто же не хочет, чтобы народ был чистым? Нужно оборудовать школы так, чтобы они были рассадниками украшения жизни. Каждый предмет может быть обдуман с любовью. Каждая вещь должна быть сделана соучастницей счастливой жизни. Кооперация поможет найти форму для каждого обихода. Где одному не найти решения, там поможет община. Не кулачные бои, но творцы будут гордостью страны.
10. Именно самая неотложная, самая насущная задача — это воспитание детей и юношества. Во всех странах этому вопросу, на котором зиждется все благосостояние и мощь народа и страны, уделяется сейчас очень малое и притом крайне убогое внимание. Обычно принято смешивать образование с воспитанием, но пора понять, что школьное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует нравственному воспитанию молодежи, но даже наоборот. В англосаксонских странах школы заняты, главным образом, физическим развитием молодежи в ущерб умственному. Но непомерное увлечение спортом ведет к огрублению нравов, к умственному вырождению и к новым заболеваниям. Конечно, не лучше обстоит дело и домашнего воспитания в условиях современных семей. Потому пора обратить самое серьезное внимание на тяжкое и беспризорное положение детей и юношества в смысле морального развития. Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами легкого достижения пошлейшего благополучия и такой же известности.
С самого раннего детства нужно приучать детей ценить и понимать красоту, которую можно усмотреть во всем — в окружающей природе, в звуке, в цвете.
11. Из обычного можно извлечь искры красоты. Убогий педант оттолкнет каждого, кто не выносит бездарного отношения к красоте. В школах должна быть вдохновенность.
12. Урусвати (Е.И. Рерих) знает сущность любви к Природе. Агни Йог любит Природу, в малейших и величайших проявлениях ее он усматривает красоту; он чует величие, насыщающее пространство, йог познает, что для него Природа есть окно к дальним мирам и вход в Мир Надземный.
Необходимо твердить людям о значении Природы, ибо многие вообще не умеют наблюдать Природу и не видят значения ее в жизни. Так нужно наблюдать на детях явление тяготения к Природе и особенно к Небесам.
Можно наблюдать два противоположных типа, и каждый учитель должен помочь тем, в ком горит огонь, ведущий к мирам дальним. Уявление таких способностей указывает на ценное накопление в прежних жизнях. От таких детей следует ожидать труд на Общее Благо; такое понятие зажигается восторгом перед величием Мироздания. Но часто взрослые презирают наиболее ценные черты малышей. Урусвати помнит, как ее прекрасное видение было осмеяно. Так многие замечательные проявления высших энергий кажутся невеждам пустым бредом. Давно пора истинным ученым прийти на помощь малышам, глаза и уши которых открыты.
13. Мы указываем на значение музыки как на Земле, так и в Надземном Мире. Пусть молодые признают возвышенные созвучия, они нужны как для Земли, так и для Мира Тонкого.
14. Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании. Правильно, что в каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробудит чувство прекрасного. Но велико невежество, когда в семье забыты лучшие панацеи. Особенно, когда мир содрогается от ненависти, необходимо спешить открыть ухо молодого поколения. Без осознания звучания музыки невозможно понять и звучание Природы. И, конечно, нельзя мыслить о музыке сфер — только шум будет доступен духу невежды. Песня водопада, или реки, или океана будет лишь ревом. Ветер не принесет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха неоткрытого. Может ли на род совершать свое восхождение без песни? Может ли без песни стоять Братство?
15. Также и для лечения цветом нужно, открыть глаза. Часто достаточно одного касания, чтобы глаз навсегда усмотрел красоту цвета, но все же касание просвещенное нужно. Если даже от прежних накоплений (прошлых воплощений) глаза уже открыты, то все-таки нужно, чтобы прозвучало призывное — смотри!
16. Для роста познавания красоты в школах учреждается изучение красоты жизни. История Искусств и Знания войдет в этот предмет, ибо он должен касаться не только бывших пониманий, но и содержать указания по современным достижениям.
17. Каждая школа должна быть истинным образовательным объединением. При школе должен быть полезный музей, в котором сами ученики должны принимать участие. Должен быть кооператив, и ученики должны обучаться и такому сотрудничеству. Должны происходить всякие проявления искусства. Без путей красоты не может быть образования.
18. Полезны и занятия искусством и самыми прозаическими ремеслами, ибо ничто так не пробуждает дремлющие способности, как возможность непосредственного, личного выявления. Хороши и хоровое пение, и народные танцы, и все занятия, которые требуют объединенного ритма.
19. Следует немедленно приступить к организации детских садов и клубов, или содружеств, где дети разного возраста могли бы собираться группами и получать ту духовную пищу, которая отсутствует в школах и семьях.
20. От всего сердца приветствую мысль устройства театра для детей. Ведь театр есть мощное, может быть, самое мощное средство для воспитания детского и юношеского характера. Именно театр, при достойном выборе пьес, может увлечь к подражанию великим образам и устремить молодые души к подвигу, к героизму. Потому самое большое внимание должно быть уделено этой секции. Хороши для этого все мистерии из жизни великих подвижников и легенды о народных героях. Увлекательные, высоконравственные образы могут поднять уважение к понятиям чести и достоинства человека, столь быстро ныне утрачиваемым, но без которых нас ждет лишь разложение. И, конечно, чтобы зерна принесли плоды, нужно начинать именно с детей.
21. Особенно следует поощрять детей высказывать свои мнения по поводу всего прочитанного, услышанного и виденного ими, такие, обсуждения заложат основу мышления.
22. Уберегите детей от всего ложного, уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости, тем более что нужно привить любовь к непрестанному знанию. Мускулы не должны забивать ум и сердце. Какое сердце возлюбит кулачные удары?
23. Пусть дети получат хотя бы намек на красоту Беспредельности. Сперва произнесется слово, но после зародится понятие.
24. Умение помыслить просто и ясно будет следствием воспитания духа.
Героическое и патриотическое воспитание
Нужно воспитывать детей на примерах героев и подвижников.
25. То воспитание будет лучшим, которое сможет возвеличить привлекательность блага. При этом не надо калечить прекрасные Образы, как бы во имя детского неразумения, не унижайте детей.
26. Взрослые нередко не звучат на понятие героизма, но дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду. Невозможно лишить детей этого живого источника вдохновения, на всю жизнь останется такое светлое горение.
27. Пусть дети называют себя героями и примеряют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен облик труда и воли.
28. Уже древние мудрецы советовали матерям передавать детям сказания о героях и знакомить их с лучшими песнями о подвигах. Неужели теперь человечество откажется от этих мудрых заветов? Мир Огненный прежде всего открыт героям и подвижникам.
29. В спартанских школах приучали детей к возможным опасностям, чтобы развить находчивость. Также нужно поступать и теперь, когда опасности приумножились. Пусть в школах будут готовиться к возможным опасностям, но это знание не должно лишать род людской жизнерадостности. Каждый прошедший жизнь может сказать, что и в самой опасности есть зарождение радости.
30. Нужно от школьных лет намечать кадры героев и поддерживать эти огни самоотвержения.
31. Патриотизм есть высокое, благороднейшее и священное чувство, но узкий национализм или шовинизм есть саморазрушение... Истинный патриотизм не в шовинизме, но в истинной бескорыстной любви к Родине, в уважении ко всему и ко всем народам, населяющим, обогащающим и возвышающим ее строительство! Истинная мощь и красота страны заключаются именно в многообразии при единой великой основе Родины.
32. Лично мне гораздо симпатичнее мужественное самопожертвование и исполнение долга перед Родиной, нежели современное движение среди цвета молодежи одной страны, выразившееся в резолюции — “не сражаться за Родину в случае войны”. Вы скажете, а как же Знамя Мира? И, пожалуй, у Вас явится даже сомнение, не тайная ли я сторонница войны? Нет, война для меня явление несказуемого ужаса, ибо не знаю более дикого проявления невежества. Но так как мы живем в мире, где все еще и, прежде всего, уважается физическая мощь, и придется долго еще внедрять в сознание молодых поколений об ужасах и противозаконности всякого убийства и захвата, то мы, воспитывая в этом направлении сознание молодежи, все же не должны лишать его мужественности и красоты исполнения долга перед своей Родиной. Кто же захочет представить собой зрелище покорных овечек перед волчьей и тигровой пастью! А пасти эти протягиваются со всех незащищенных углов. Пока не будет понято сотрудничество народов, до тех пор мы будем находиться под вечными угрозами войн и захватов.
33. Во всех религиозных Учениях люди, вступившие на духовный путь, именуются воинами. Все Бодхисатвы и даже самое сокровенное изображение Будды имеют в руках или около себя, как неотъемлемый атрибут, — Меч.
Вспомним и наших Михаила Архистратига и Георгия Победоносца. И не благословил ли Великий Воспитатель и Покровитель Земли Русской, Святой Сергий Радонежский, князя Дмитрия на тяжкий подвиг исторической битвы против татар и не послал ли он иноков своих на помощь Дмитрию? Воистину, не являются ли все великие Подвижники Воителями во благо? И не слышим ли мы частые упоминания о стрелах и копьях светоносных, устремленных против тьмы и полчищ адовых? Борьба против хаоса есть сама основа жизни Космоса.
Сама жизнь по сути есть борьба. Формы борьбы с тьмой и хаосом для воплощенного человечества постепенно с течением эволюции перемещаются с физического плана на мысленный и духовный. Но необходимость героического воспитания никогда не исчезнет, поскольку вечна жизнь и вечна борьба, без которой не возможна эволюция этой жизни.