РЕДАКЦИОННАЯ СТРАНИЦА

 

Культура, как источник света, несет в себе самые высокие понятия и, прежде всего, духовную любовь к человеку. Но в то же время Культура – это духовное оружие человека в борьбе с невежеством, это двигатель человечества на пути эволюции. И в наше трудное время пришла пора собраться всем вместе вокруг высокого понятия Культуры, вокруг единой цели - служения Свету.

Н.К. Рерих

 

КУЛЬТУРА

Сейчас, когда истинная Культура повсеместно отодвигается на задний план нашей жизни, когда на смену ей изо всех щелей, отечественных и иностранных, лезет псевдокультура, будь то мазня "современных художников" или разбавленные западным суррогатом программы ТВ, особо жизненно важно возрождать и укреплять Культуру истинную: народную или общечеловеческую, вселенскую, данную людям Свыше. Только так сможем противостоять беде неминуемой, надвигающейся на человечество, потерявшее понятие Культуры. Но вся история грозно свидетельствует – где Культуре подмена, там ждет людей ужас. Сурово и правдиво надо взглянуть на историю. И осознать Культуру не как роскошь, не как отвлеченность от дел и забот повседневности, но как божественную незыблемую основу Жизни и защиту от самых яростных потрясений земных.

Время неумолимо приближает нас ко Дню, когда никакие слова уже не помогут, когда сама Реальность скажет свое слово, когда поздно будет что-либо изменить. Так было в Лемурии, так было в Атлантиде, так происходит сейчас. На наших глазах вершится Суд Планетный. Небывалое среди обыденности происходит. Не может Земля выдержать беспредел человеческий, настал Срок отвечать за содеянное.

Поэтому спешно, пока еще не поздно, прекратим гибельный отрыв от Культуры, от ее спасительных основ. Вспомним, что мы – ЛЮДИ, а не двуногие животные, способные только есть и размножаться, да разве что интересоваться политикой – этим суррогатом лжи и бесчестия. Вспомним, что писал об этом Н.К. Рерих еще в 1941 году, но как актуальны его слова сегодня!

"Культура – одно, а политика – другое. Говорят, что они сестры, но ведь и сестры не всегда в ладах живут. Да и сестры ли?

Носитель культуры подчас ужасается поведению политика, а тот ехидно высмеивает идеализм культурного деятеля. С точки зрения политика многие действия культуры непозволительны, но труженик культуры не поймет политических перегородок. Он действует, прежде всего, во имя человечности, а для политика гуманитарные основы закрыты паутиною предрассудков. Да еще каких предрассудков! – под стать средневековым суевериям. Но не подумайте намекнуть политику о его предрассудках. Ощетинится злейший враг.

Политик закован в кандалы всяких партий. Закован и отягощен, хотя и любит потолковать о свободе. Ведь и в темницах, наверное, этот разговор особенно излюблен. Свобода и справедливость! Послушать только, как политики пытаются всячески стеснить свободу культуры. Все-то – нельзя, все-то – не принято и должно быть осуждено. В осудительстве политики большие мастера. Доводы науки, искусства, воспитания, образования - все будут попраны во имя условных тенет. Не будет принято во внимание, что основы познания вечны, а надстройки временных правительств – преходящи. Да не только временны, но и стремительно смещаемы условиями жизни.

Вперед устремлена жизнь. Культура и есть жизнь, во всех ее истинных, прекрасных достижениях. Не мертвенное "нельзя", но прекрасное "можно" начертано на вратах культуры. Не влачит культура за собою рабские оковы, но преуспевает в радостных трудах. Труд и трудность не одно ли? Во всяком труде будет трудность, будет преодоление препятствий, будет построение качества.

Не мешайте труженику, не стесняйте создателя. Он для вас строит, и кто-то когда-то возблагодарит его. Кто-то когда-то еще раз ужаснется, если узнает, что добрая постройка была затруднена нелепыми, обветшалыми условностями. Говорят, что Преподобному Сергию медведь помогал в строении. Говорят, что царю Соломону джины храм строили. Говорят: "Не бывать бы счастью, да несчастье помогло". Пусть ничто не мешает культуре. Шире дорогу знанию. "Невежество – корень всех зол".

И напомним слова Великой русской - Елены Петровны Блаватской, посвятившей свою жизнь Истине и долгое время жившей в Индии: "Попытка добиться политических реформ до тех пор, пока не появятся изменения в человеческой природе, подобна наливанию нового вина в старые мехи. Сделайте так, чтобы люди почувствовали и распознали в глубине своего сердца, в чем состоит их истинный, настоящий долг по отношению ко всем людям – и любое старое злоупотребление силой, любой несправедливый закон в национальной политике, основанный на человеческом, социальном и политическом эгоизме, исчезнет сам собой. Глуп тот садовник, который надеется со своей клумбы удалить ядовитые растения, срезая их с поверхности почвы, вместо того, чтобы вырвать их с корнем. Никогда не будет достигнута ни одна прочная политическая реформа с тем же самым эгоистичным человеком во главе всего, что и раньше".

Потому так настойчивы наши призывы оторваться от майи земной жизни, гибель целым народам несущей. Потому так настойчиво зовем к Красоте, Культуре и Знаниям Высшим – к Огненной Йоге, в этот час грозный данной нам в помощь. Все, все зависит только от нас, от нашей свободной воли, от желания осознать себя Человеком. Потому пишем от всего сердца: "Зрячий - да узреет, спящий да проснется!"

 

 


 

Ю. Н. Рерих

ПАМЯТКА ДРУГУ И ЧЛЕНУ ОБЩЕСТВА

1. Надо забыть все прошлое, не надо думать о причиненных тебе обидах, лишь бы можно было сотрудничать. Также и народ должен забыть о своих прошлых обидах. Будущее светло, надо все принести ему.

2. Надо перекинуть мост в будущее, не надо оглядываться назад. Если ты совершил ошибку, подумай, как надо было поступить, и в следующий раз так и поступай. Не надо жалеть прошлого. Изменяются отношения, изменяется и аура.

3. Каждый день для развития мышления надо брать какой-нибудь вопрос и рассматривать его со всех сторон и сопоставлять с другими вопросами. Советовать это и другим.

4. Надо изучать психическую энергию, наблюдая за ее выявлениями, записывать.

5. Надо следить, чтобы каждое действие, даже малейшее, было сознательно. Если я беру книгу или протягиваю руку, чтобы это происходило сознательно.

6. Надо построить свой внутренний устав и правила поведения, чтобы знать, чем руководствоваться.

7. ЖИВАЯ ЭТИКА – норма поведения, приложенная в жизни.

8. Выбери себе несколько раз в день время для молчания духа, в безмолвии откроем сердце УКАЗУ ВЛАДЫКИ. Иногда своими желаниями мы заграждаем голос УЧИТЕЛЯ.

9. Если случайно является новая мысль, новое построение, переживание, надо записывать, потом конкретно явится ответ в жизни. Особенно внимательным надо быть к повторным мыслям.

10. Вечером надо подумать, что сегодня сделал по УЧЕНИЮ. Не то, что уже по твоей натуре согласно с УЧЕНИЕМ, но то, что ты по Учению совершил наперекор своей натуре.

11. Самое главное – выдержка во всем. Мы много хорошее начинаем, но не кончаем.

12. Когда человек начинает заниматься УЧЕНИЕМ, происходит будто сгущение теней. У каждого выявляются сильнее его плохие качества. Также, когда вспахивают землю, появляются сорняки. Происходит переоценка. Потому надо знать свой путь и обрести терпение.

13. Самая сердечная беседа – это с глазу на глаз. Так любят беседовать на Востоке. Не надо читать вместе, но отдельно, потом делиться.

14. Требовать, приказывать другому не надо, но высказывать так, чтобы другой понял. Найти такую форму, которую другой принял бы.

15. Убедить личным примером.

1б. Важно подобрать слова чтобы не увеличить самость другого, а то вместо помощи можно ухудшить дело.

17. Кто руководит, должен иметь чуткость, чтобы видеть, хватит ли у другого огня и сил для дальнейшего развития. Каждый приходящий приносит свою ношу – карму. Прежде, чем приобщить, надо узнать, кто он.

18. Что же делать? Принимая во внимание теперешние условия, возможности, стараться говорить на понятном языке.

19. Надо путем науки, искусства, морали воздействовать на окружающее и поднимать энтузиазм и героизм. Надо во всем и всегда поддерживать энтузиазм, если он направлен на общее благо.

20. Западные философы говорят высокие слова, но живут обыденной жизнью. А оттого Запад не преуспевает. Напротив, Восток сразу применяет в жизни.

21. Вряд ли западным путем можно освободиться от своих ошибок. Запад советует раскаяние, но это – не цель. Восток же не думает об ошибках, но сразу, всем существом, старается жить так, как надо.

 

УГОЛОК ПОЭЗИИ  

 

СПЕШИТЕ!

Спешите делать добрые дела,  

Отбросьте в сторону сомненья.  

И если вместе нас судьба свела,  

Давайте добиваться единенья.  

Давайте все сердца объединим  

И мысли все направим мы во благо,  

И План Владыки в Деле воплотим, 

Осознанно и пламенно, так надо... 

С.Журавлев, 

г.Хабаровск

 

РАЗДУМЬЕ ОБ ИНДИИ

Тебя читал я, думал о тебе.  

Ты возникала из приморской сини –  

Вся не такая, вся в иной судьбе,  

Вся непохожа на мою Россию.  

История назад несется вскачь.  

Твоих слонов, моих коней топтанье,  

Твоих "неприкасаемых" стенанья,  

Моих юродивых гортанный плач...  

Твой Тадж-Махал, где зримо божество,  

И храмы, что, бывало, Русь крестили,  

И неоглядность края твоего –  

Как ты похожа на мою Россию...  

Глубокие морщины стариков,  

Преданья, что страну исколесили,  

Смешение десятков языков –  

Как ты похожа на мою Россию!  

Здесь только что земля была пуста  

И нищета свои являла раны,  

Но, все сметая, стройка начата,  

Как в праздник красок желто и багряно!  

Лишь ветер здесь кружил песчаный прах –  

Людские руки землю воскресили.  

О Индия в строительных лесах,  

Как ты похожа на мою Россию.  

И век не тот, и вся земля не та.  

Любя не то, не то припоминая,  

Не узнана еще, не понята,  

Ты не Россия, ты совсем иная.  

Я знаю это. И еще милей  

Твое свеченье в самобытной силе.  

...Я слышу в небе крики журавлей – 

Как ты похожа на мою Россию...

Лев Ошанин

   

КРИК ДУШИ

Мы падаем ниже и ниже  

В духовной своей чистоте,  

Мы голос друг друга не слышим,

В безумной кружась суете,  

Не разум нам путь освещает,  

Не вера и правда ведут, –  

Нас похоть, как червь, изъедает,

И страсти на части нас рвут.  

Забыли мы предков заветы  

И жизнью животной живем,  

Мы – дети Зеленой   планеты –

В безумии рушим наш дом!  

Бредем мы впотьмах   словно стадо,

Которое бросил пастух,  

И, видимо, так нам и надо,  

Коль разум и слеп наш   и глух!

Нас грабят и денно, и нощно,  

Нам лгут,  мерзопакостно лгут!

От жизни такой просто   тошно,

Отчаявшись, люди бегут,  

Могилы отцов оставляя  

И матушку-землю свою,  

Ту самую, что отстояли

В неравном кровавом бою!

Владимир КЕЦБА,

Абхазия

БИБЛИОТЕЧКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

РАССКАЗЫ О РЕРИХАХ

ТРИ МЕЧА

Меч деревянный

На острове, на крутом косогоре над рекою Великой возвышается крепость древнего русского города. 1879 год. Пятилетний мальчик гостит у бабушки Татьяны Ивановны. Дом бабушки старинный с большим заросшим садом. Нижний этаж – белый каменный, а верхний и чердак - деревянные со ставнями и белыми наличниками окон. В саду у бабушки много ягод, немало и облепленного колючими шариками репейника. Хочется сразиться с этими драконами, но меча нет. Впрочем, живет во дворе один работник Иван Иванович Чугунов. У него всякие мастерские где-то. Услыхал он про нужду в мече и скорехонько принес совсем новый. Хорошо сделано, и ручка вырезана с навершием, и длина хороша. Одно горе – меч-то липовый, деревянный, а выкрашен под медь. Нечего делать, и такой послужит. Много драконов было сражено в бабушкином саду.

Меч железный

1896 год. Художнику 22 года. Он еще не кончил университета. Он еще учится в Академии художеств. А в мыслях неудержимо складываются славянские сюжеты картин. Задуманы: "Гонец: восстал род на род", "Сходятся старцы", "Поход", "Город строят". Один из водителей русской культуры, замечательный издатель Владимир Васильевич Стасов открывает молодому Рериху сокровища Публичной библиотеки. Читаются летописи. Проводятся археологические изыскания. Картина должна быть сильна достоверностью. А сколько вопросов неотложных еще не решено. Какою была крыша славянской избы? Островерхою, соломенною?  

Какое норвежское древнее погребение? В ладье, в кургане?  

Из чего ножны у мечей делались, – кожаные? Как кожа выделывалась? Или просто сушилась?  

В Изваре из старого птичника переделана мастерская. Собраны волчьи и рысьи меха. Кипит работа. Нужно славянам и оружие. В придорожной кузне почерневший кузнец по рисункам Николая Константиновича изготовляет топоры, копья древнеславянские и, конечно, меч - настоящий, железный, точь-в-точь, как те, что находили в курганах. Изготовляет тем же примитивным способом, без напилка, – молотом. Помогает железный меч художнику, как былинному богатырю, напитать свой дух от истоков народа русского.

Меч огненный

Еще не просвистела та пуля, с которой началась I мировая война. Еще канун. Еще многие думают, что все обойдется, но воздух планеты уже пропитан ядом грядущего бедствия. Приходят сроки.  

Спящим стражам приносится меч огненный. "Меч мужества" понадобился. В 1913 и в начале 1914 года спешно пишутся: "Зарево" - с бельгийским львом – а через несколько месяцев маленькая Бельгия первая мужественно противостанет всей чудовищной мощи Германии; "Короны" - улетевшие с королевских голов - и этому художественному пророчеству суждено сбыться после войны Германии, Австрии и России; "Град обреченный" – люди живут еще своею обычной жизнью, но гигантский змей уже стягивает свое смертоносное кольцо вокруг стен города. Опомнятся люди. Ужаснутся. Но будет поздно. И "Крик Змия", и "Дела Человеческие" - картины, смысл которых все поняли после.

Меч огненный к новым вратам

А вот 1931 год. Николай Константинович в последней экспедиции, организованной институтом "Урусвати", проходит через Западный Тибет. И все три меча напомнились. На скалах высечены издревле три меча. Граница ли? Победа ли? Знак трех мечей встал в памяти.

ЗНАКИ ИНДИИ

Они родились в России 70-х годов ХIХ века. Один в семье уважаемого петербургского адвоката, другая – в семье старинных дворянских кровей, тоже в Петербурге. Бурлива и неспокойна была жизнь северной столицы в те времена. Много волнений и бурь зрело в ее глубинах. Но над этим потоком нет-нет, да и проносилась легким дыханием ветерка свежая мысль о далеком Востоке, о загадочной Индии. Будоражила, рождала порыв, грезы, но мокрая от туманов и ливней, пронизанная ветрами каменная столица продолжала жить своей жизнью.  

Мальчика звали Николай Рерих. Он был слаб легкими, и для поправки здоровья родители часто отвозили его в отцовское имение Извара. В конце ХVIII столетия имение принадлежало графу Воронцову, чья судьба особыми путями была связана с Индией. Бытовало предание, что в те времена жил там еще какой-то раджа, но ни имени его, ни причины пребывания в России людская память не сохранила. Придет время, и замечательный мыслитель Индии Рабиндранат Тагор первым заметит, что название-то далекого северного имения "Извара" индийского происхождения.  

Хоть и не так далеко эти земли от Петербурга, природа их была иная. Север разговаривал здесь с душой мальчика не суровым и властным тоном. Мягко и ласково пел он старинную песнь о тихой красоте и щемящей радости. Неслышимо ступит нога в моховой ковер, а чуткие ели уже прислушиваются: кто пожаловал? Подойдешь к студеному роднику, а он смеется, рассказывает что-то без умолку, радостью делится. И такое все вокруг родное и милое. Но там, в добротном каменном доме, была большая зала со стенами, украшенными картинами. И была среди них одна, старинная. Нездешний мир гигантского горного массива, озаренного пламенем заходящего солнца.  

Что-то несказанное трепетало внутри, когда глаз жил на величественной вершине, притянутый к ней чудесною силой. Пройдут десятки лет прежде, чем глаз и сердце опознают Канченджунгу, открывающую врата Горной Страны для тех, кто отправляется туда с любовью.  

У маленькой дворянки Елены Шапошниковой было много знаменитых предков и родственников, потрудившихся во славу Родины, кто воинскими талантами, кто гением искусства. Много хранилось о них семейных легенд. Но был и удивительный дядя девочки, который задолго до ее рождения отправился в Индию. Потом внезапным сполохом мелькнул на придворном балу в прекрасном раджпутском костюме и опять уехал в Индию. С тех пор о нем не слыхали.  

Родовые связи имела семья Шапошниковых и с графом Воронцовым. Девочке достался ритуальный кинжал, принадлежавший некогда графу. А чуткое музыкальное ухо влекли, дошедшие каким-то образом до семьи, ритуальные напевы, привезенные Воронцовым из Индии. Давно уже никто не помнил их происхождения и значения, но маленькая Ляля любила повторять эти загадочные отрывки. Через десятки лет Индии предстояло стать ее второй родиной.  

Так Будущее посылало привет тем, кто будет служить ему всю свою жизнь.

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

"Батюшка завтра придет", - при таком сообщении весь дом наполнялся незабываемым торжественным настроением. Значит, что придет отец Иоанн Кронштадтский, будет служить, затем останется к трапезе, и опять произойдет многое необычное, неповторимо замечательное. В зале установлялся престол. От раннего утра и домашние все, и прислуга в особо радостном настроении готовились встречать почитаемого пастыря. Какие это были истинно особые дни, когда Христово слово во всем вдохновенном речении Великого Прозорливца приносило мир дому. Это не были условные обязанности. Вместе с отцом Иоанном входило великое ощущение молитвы, исповедание веры.  
Кто же он – этот великий духовный наставник, чье имя вызывало в семье Рерихов, как и по всей России, благоговейный трепет?

В далеком снежном Архангельске не спал однажды в ночи маленький мальчик, ученик приходского училища. Не спалось потому, что никак не давалась ему грамота, плохо читал, не мог уразуметь и запомнить ничего из пройденного. Тяжкая тоска напала на мальчика, упал он на колени и принялся горячо молиться. Неизвестно сколько был он в таком положении, но вдруг точно потрясло его всего – с глаз спала завеса, как будто раскрылся ум в голове, ясно представился учитель того дня, его урок и все, о чем он говорил. В короткое время он продвинулся настолько, что к концу курса стал лучшим учеником и одним из первых был переведен в духовную семинарию. Звали мальчика Иоанн Сергеев.  

Семинарию он также закончил первым учеником и был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. Учась в академии, Иоанн намеревался посвятить себя миссионерской работе в Сибири и Северной Америке. Но, человек предполагает, а Бог располагает, говорят в народе. Размышляя однажды о предстоящем служении Христу и его Учению, он заснул и во сне увидел себя священником Кронштадтского Андреевского собора, в котором тогда еще не был. Он принял это за указание свыше. Сон сбылся с буквальной точностью.  

В 1855 году Иоанн Ильич Сергеев окончил курс Академии и ему было предложено принять сан священника для служения в Кронштадтском соборе. Когда он впервые вошел в Андреевский собор, то остановился пораженный на пороге. Это был тот самый храм, который задолго до этого представлялся ему в видениях. Вся остальная пастырская деятельность отца Иоанна протекала в Кронштадте, почему многие забывали настоящую его фамилию – Сергеев и называли Кронштадтским.  

В ту пору Кронштадт был местом высылки из столицы – Санкт-Петербурга – разных порочных людей. Много там было чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились по большей части в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали. Вот на этих-то людей, презираемых всеми, и обратил свое внимание будущий великий пастырь. Ежедневно он бывал в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными, помогал материально, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Этих кронштадтских босяков отец Иоанн силой своей сострадательной любви опять делал людьми, возвращая им ранее утраченный человеческий облик.  

Эти люди и открыли святость отца Иоанна, которую затем очень быстро восприняла православная Россия.  

Известность его была такова, что Кронштадтская почта вынуждена была для его переписки открыть особое отделение. Вместе с письмами и телеграммами к отцу Иоанну текли огромные суммы денег на благотворительность, получая которые, он тотчас же и раздавал. На эти деньги отец Иоанн кормил тысячу нищих и устроил в Кронштадте "Дом трудолюбия" со школой, церковью, мастерскими и приютом.  

В уездном училище и гимназии отец Иоанн давал уроки Закона Божьего. Талант преподавателя был настолько необыкновенен, что уроки его ожидались как редкое праздничное удовольствие. Слушали его затаив дыхание. Прервав урок в любом месте, можно было спросить любого мальчика, и тот мог повторить все до мельчайших подробностей. Любимый наставник не стремился влагать в чужие мозги своих учений, но помогал родиться у каждого собственным хорошим мыслям, вызывал их из головы. На публичных экзаменах среди учеников отца Иоанна не было ни первых, ни последних - все они отвечали по Закону Божьему прекрасно.

Обладал отец Иоанн и чудесным даром исцеления. Многих людей излечил и лично, и заочно, и наедине, и при большом стечении народа. Исцелял он не только от телесных недугов. Как-то отправились два гвардейских офицера по настоянию родственниц встретиться с отцом Иоанном. "Ну что ж, поболтаем", – говорили легкомысленно по дороге. А когда прибыли, вынес келейник им пустой стакан с серебряной ложечкой и отдал со словами: "Батюшка поболтать велел". На всю жизнь соскочило легкомыслие с незадачливых гвардейцев.

Однажды в Архангельске жене одного священника, Любови Павловне, присутствовавшей при совершении отцом Иоанном Божественной Литургии, подумалось “как хорошо было бы, если бы в самом деле Христос благословлял нас в это время”. “Вдруг, – вспоминала она, – ясно-преясно увидела, что над головою Святителя стоит сам Христос в препрославленном виде, на нем одеяние пресветло-светлое, блестяще-голубое и белыми как снег перстами касается слегка как будто Его Главы...”.

Народ знал, чьей силой святы были проповеди и все деяния отца Иоанна.

А из дневниковых записей Николая Константиновича встает светлое незабываемое воспоминание:

"... издалека замечалась заветная, жданная карета, и торопливо-заботливо проносилось по дому: "идет", "приехал". И опять входил благостно улыбающийся, как бы пронизывающий взором отец Иоанн и благословлял всех, сопровождая благословения каждому каким-то особым, нужным словом. Кому-то Он говорил: “Радуйся”, кому-то “Не печалуйся”, кому-то “В болезни не отчаивайся”. Все эти быстрые слова имели глубочайшее значение, открывавшееся иногда даже через продолжительное время.

Затем говорилось "помолимся". После чего следовало то поразительно возвышающее служение, которое на всю жизнь не забудет тот, кто хоть однажды слышал и приобщался к нему. Поистине, потрясающе незабываема была молитва Господня в устах отца Иоанна. Невозможно было без трепета и слез слушать, как обращался этот Высокий Служитель к самому Господу с такою верою, с таким утверждением, в таком пламенном молении, что Священное Присутствие проникало все сердца.

Продолжением того же священного служения бывала и вся трапеза с отцом Иоанном. Мы, гимназисты, от самых первых классов, а затем и студенты, навсегда вдохновлялись этим особо знаменательным настроением, которое продолжает жить нестираемо десятки лет – на всю жизнь. Тут же за трапезой происходили самые замечательные указания и прозрения.

...Помню однажды отец Иоанн подозвал меня, тогда гимназиста младших классов, и, налив блюдечко старого портвейна, дал выпить из своих рук. Когда же моя матушка заметила, что "он у нас вина не пьет", то отец Иоанн сказал: "Ничего, ничего, скоро нужно будет". А через две недели у меня открылся тиф, и при выздоровлении врач предписал мне для подкрепления сил именно этот старый портвейн. Также всегда помню благословение отца Иоанна на изучение истории и художества и неоднократные заботы о болезнях моих, которым я был подвержен в школьные годы. Одно из последних моих свиданий с ним было уже в Академии Художеств, когда теснимый толпой почитаемый пастырь после литургии проходил залами академического музея. Увидев меня в толпе, Он на расстоянии благословил и тут же через головы людей послал один из своих последних заветов".

Знал святой прозорливец кого пестовал. Знал на какой подвиг благословлял.

 

РЕРИХ И ТАГОР

“В человеке живет ощущение, что он участвует в чем-то, что выше его понимания... Этот зов исходит из глубин его души - зов его внутренней истины, недоступной простому званию и логическому мышлению”.

Рабиндранат Тагор

И рождаются люди, чьи сердца откликаются на священный зов Прекрасного, отдавая себя ему на служение. Даже за тридевять земель сердца эти почуят глубинное родство друг друга, перекликнутся светлым приветом и умножат свою мощь, утверждая красоту надземную в земном мире.

По петербургским улицам, как на крыльях возвращается Елена Ивановна Рерих домой из книжного магазина. Уже не раз доводилось ей находить на книжных полках нечто самое новое, нужное и вдохновительное. На этот раз в руках ее тоненькая книжечка жертвенных песнопений с чарующим названием "Гитанджали". Как откровение, как сияние радуги восстал Тагор перед духовным взором Рерихов. Русский перевод сохранил всю глубину и трепетность индийской мысли в Тагоровых песнях – сказалось родство, уходящее в санскритские корни.

Как сразу полюбили Тагора! Как поверили, что принадлежит он не к земному миру условных фактов, но к миру великой правды и красоты. Каков он? Где и как живет этот гигант мысли и прекрасных образов? Прочно зародилась мечта: где бы встретиться? Не доведет ли судьба и здесь, в этом мире еще, увидеть того, кто так мощно позвал к красоте-победительнице?

Именно в эти, первые, годы ХХ столетия индийская тема прочно поселяется в литературных и художественных произведениях Рериха. Рождается чудный образ Девассари Абунту, и Гайятри, и царя в сказке "Граница царства". Словно напомнил Тагор что-то забытое, но давно знакомое, бесконечно родное.

"Над пустынной рекой, среди высоких трав, я сказал ей:

– Девушка, куда идешь ты, прикрыв свой светильник одеждой? Дом мой одинок и темен – дай мне света!

Она на мгновение подняла свои темные глаза и сквозь сумрак взглянула мне в лицо.

– Я пришла к реке, – отвечала она, – чтобы пустить светильник по течению, когда дневной свет угаснет.

Одиноко стоял я среди высоких трав и смотрел на робкий огонек ее светильника, бесплодно уносимого течением". Так поют "Гитанджали".

И вот уже сам Рерих пишет: "К черным озерам ночью сходятся индийские женщины. Со свечами. Звонят в тонкие колокольчики. Вызывают из воды священных черепах. Их кормят. В ореховую скорлупу свечи вставляют. Пускают по озеру. Ищут судьбу. Гадают. Живет в Индии красота. Заманчив великий Индийский путь".

Перекликнулись два могучих духа зовом о красоте. И повелительные мечты о встрече исполнились. Неисповедимыми путями ткет судьба эти встречи творцов Прекрасного. Ткет так вдохновенно, как никакое человеческое воображение и не представит себе.

В 1920-м году Рерихи находятся в Лондоне. Но уже всеми помыслами летят они в Индию. От жгучих равнин до снежных высот Гималаев единым могучим магнитом тянет к себе великая древняя страна. Николай Константинович пишет индусскую серию - панно "Сны Востока".

В это время Рабиндранат Тагор, находясь в Лондоне и прослышав о русских картинах, сказал своему спутнику Кедарнату Дас Гупта: "Сегодня я доставлю вам большое удовольствие", – и отправился с ним на Квинсгэт-террас в мастерскую Рериха. Так и застал он его за работой над индийской темой. "Помню удивление поэта при виде такого совпадения, – говорится в "Листах дневника" художника. – Помним, как прекрасно вошел он, и духовный облик его заставил затрепетать наши сердца. Ведь недаром говорится, что первое впечатление самое верное. Именно самое первое впечатление и сразу дало полное и глубокое отображение сущности Тагора". Елена Ивановна показывает гостям картины мужа, а перед их внутренним взором встает прекрасный идеал Востока: Пракрити и Пуруша, человек явленный через женщину.

Текут незабываемые беседы, высказываются проникновенные суждения об искусстве. Тагор поддерживает Рериха в его намерениях. Расставшись, он пишет ему письмо, насыщенное впечатлениями памятной встречи. Чуть позже, с 1921-го года при его содействии в индийской прессе стали появляться публикации о Рерихе.

Следующая встреча произошла в Америке, где в лекциях поэт так убедительно говорил о законах Красоты и человеческих взаимоотношений. Подвигом назвал Рерих дело Тагора, обходящего мир с молением, с призывом, с повелительным зовом о Красоте, так парадоксально звучащим в суете огромного города.

"Когда думается о несломимой энергии, о благословенном энтузиазме, о чистой культуре, передо мною всегда встает столь близкий мне облик Рабиндраната Тагора". Эти слова Рериха столь же применимы и к нему самому. Они действительно очень близки эти два сеятеля Прекрасных Образов. Близки в понимании сути Прекрасного.

"Моя песнь сбросила с себя украшения. На ней нет нарядов и убранства. Они омрачили бы наш союз. Они мешали бы нам, они задушили бы твой шепот.

Тщеславие поэта со стыдом рассеивается перед тобою. О поэт-наставник, я сажусь у ног твоих. Пусть моя жизнь будет проста и правдива, как свирель из тростника, которую ты наполняешь звуками". Так поют "Гитанджали".

Когда Рерихи были уже на южных склонах восточных Гималаев, невдалеке от Дарджилинга, Николай Константинович, приступив к созданию картин об Индии, решительно изгнал экзотику. Картиной "Жемчуг исканий" открывается новая страница его творчества – первая картина, написанная на Востоке. Учитель и ученик на фоне ослепительных Гималайских Гор, покрытых вечными снегами. Взоры устремлены на ожерелье – на Востоке и Западе символ вечности. Поиск вечен.

Дальнейшая деятельность Рерихов напряженна и до сказочности необычна. Сначала знаменитая экспедиция, затем организация Института Гималайских исследований. И помимо научных трудов сотни картин, статьи, книги, огромная переписка.

Рабиндранат Тагор живет в это время заботами о развивающемся учебном Центре в Шантиникетоне. Там вырастает мощное древо культуры – настоящий ашрам. В письмах Тагор зовет Рериха приехать: "Мне доставит истинное удовольствие познакомить Вас с детищем всей моей жизни, каким является Шантиникетон".

"Виджая Тагор!" – победа Тагора! – пишет Николай Константинович приветственное слово поэту ко дню его 70-летия. Издали перекликаются два светоча, заложившие два культурных Центра на индийской земле.

А в августе 1941-го, справляя поминки по Тагору, Николай Константинович с болью записал в дневнике: "За восемнадцать лет не пришлось побывать в Шантиникетоне. То жара мешала, то Тагор уезжал, то наши азийские экспедиции уводили нас далеко. Все что-нибудь мешало, а теперь уже не поедешь на пустое пепелище. Да и уцелеет ли оно? Рабиндранат был двигателем, был душою Культурного очага. Как-то проживет дело без главы?"

Надвинувшаяся в это время чудовищная туча войны оборвала и все связи Гималайского института "Урусвати". Экспедиции прекратились. Лаборатории пришлось законсервировать. На десятилетия замерла деятельность. Но тщетность усилий светлых тружеников иллюзорна. Наступают сроки, и посеянное зерно Прекрасного процветает прекрасным цветком и дает прекрасные плоды.

Когда умрет цветок,

Куда уходит красота?

Она уходит в сок,

Живет в душе плода.

Р.Тагор

И если наши сердца способны впитывать огненный сок молений о Культуре, о Красоте, то будут и плоды.

Дело Учителей живо напряжением духа учеников.

Следующая страница

Hosted by uCoz