РЕДАКЦИОННАЯ СТРАНИЦА
Культура, как источник света, несет в себе самые высокие понятия и, прежде всего, духовную любовь к человеку. Но в то же время Культура – это духовное оружие человека в борьбе с невежеством, это двигатель человечества на пути эволюции. И в наше трудное время пришла пора собраться всем вместе вокруг высокого понятия Культуры, вокруг единой цели - служения Свету.
Н.К. Рерих
КУЛЬТУРА
Сейчас, когда истинная Культура повсеместно отодвигается на задний план нашей жизни, когда на смену ей изо всех щелей, отечественных и иностранных, лезет псевдокультура, будь то мазня "современных художников" или разбавленные западным суррогатом программы ТВ, особо жизненно важно возрождать и укреплять Культуру истинную: народную или общечеловеческую, вселенскую, данную людям Свыше. Только так сможем противостоять беде неминуемой, надвигающейся на человечество, потерявшее понятие Культуры. Но вся история грозно свидетельствует – где Культуре подмена, там ждет людей ужас. Сурово и правдиво надо взглянуть на историю. И осознать Культуру не как роскошь, не как отвлеченность от дел и забот повседневности, но как божественную незыблемую основу Жизни и защиту от самых яростных потрясений земных.
Время неумолимо приближает нас ко Дню, когда никакие слова уже не помогут, когда сама Реальность скажет свое слово, когда поздно будет что-либо изменить. Так было в Лемурии, так было в Атлантиде, так происходит сейчас. На наших глазах вершится Суд Планетный. Небывалое среди обыденности происходит. Не может Земля выдержать беспредел человеческий, настал Срок отвечать за содеянное.
Поэтому спешно, пока еще не поздно, прекратим гибельный отрыв от Культуры, от ее спасительных основ. Вспомним, что мы – ЛЮДИ, а не двуногие животные, способные только есть и размножаться, да разве что интересоваться политикой – этим суррогатом лжи и бесчестия. Вспомним, что писал об этом Н.К. Рерих еще в 1941 году, но как актуальны его слова сегодня!
"Культура – одно, а политика – другое. Говорят, что они сестры, но ведь и сестры не всегда в ладах живут. Да и сестры ли?
Носитель культуры подчас ужасается поведению политика, а тот ехидно высмеивает идеализм культурного деятеля. С точки зрения политика многие действия культуры непозволительны, но труженик культуры не поймет политических перегородок. Он действует, прежде всего, во имя человечности, а для политика гуманитарные основы закрыты паутиною предрассудков. Да еще каких предрассудков! – под стать средневековым суевериям. Но не подумайте намекнуть политику о его предрассудках. Ощетинится злейший враг.
Политик закован в кандалы всяких партий. Закован и отягощен, хотя и любит потолковать о свободе. Ведь и в темницах, наверное, этот разговор особенно излюблен. Свобода и справедливость! Послушать только, как политики пытаются всячески стеснить свободу культуры. Все-то – нельзя, все-то – не принято и должно быть осуждено. В осудительстве политики большие мастера. Доводы науки, искусства, воспитания, образования - все будут попраны во имя условных тенет. Не будет принято во внимание, что основы познания вечны, а надстройки временных правительств – преходящи. Да не только временны, но и стремительно смещаемы условиями жизни.
Вперед устремлена жизнь. Культура и есть жизнь, во всех ее истинных, прекрасных достижениях. Не мертвенное "нельзя", но прекрасное "можно" начертано на вратах культуры. Не влачит культура за собою рабские оковы, но преуспевает в радостных трудах. Труд и трудность не одно ли? Во всяком труде будет трудность, будет преодоление препятствий, будет построение качества.
Не мешайте труженику, не стесняйте создателя. Он для вас строит, и кто-то когда-то возблагодарит его. Кто-то когда-то еще раз ужаснется, если узнает, что добрая постройка была затруднена нелепыми, обветшалыми условностями. Говорят, что Преподобному Сергию медведь помогал в строении. Говорят, что царю Соломону джины храм строили. Говорят: "Не бывать бы счастью, да несчастье помогло". Пусть ничто не мешает культуре. Шире дорогу знанию. "Невежество – корень всех зол".
И напомним слова Великой русской - Елены Петровны Блаватской, посвятившей свою жизнь Истине и долгое время жившей в Индии: "Попытка добиться политических реформ до тех пор, пока не появятся изменения в человеческой природе, подобна наливанию нового вина в старые мехи. Сделайте так, чтобы люди почувствовали и распознали в глубине своего сердца, в чем состоит их истинный, настоящий долг по отношению ко всем людям – и любое старое злоупотребление силой, любой несправедливый закон в национальной политике, основанный на человеческом, социальном и политическом эгоизме, исчезнет сам собой. Глуп тот садовник, который надеется со своей клумбы удалить ядовитые растения, срезая их с поверхности почвы, вместо того, чтобы вырвать их с корнем. Никогда не будет достигнута ни одна прочная политическая реформа с тем же самым эгоистичным человеком во главе всего, что и раньше".
Потому так настойчивы наши призывы оторваться от майи земной жизни, гибель целым народам несущей. Потому так настойчиво зовем к Красоте, Культуре и Знаниям Высшим – к Огненной Йоге, в этот час грозный данной нам в помощь. Все, все зависит только от нас, от нашей свободной воли, от желания осознать себя Человеком. Потому пишем от всего сердца: "Зрячий - да узреет, спящий – да проснется!"
Ю. Н. Рерих
ПАМЯТКА ДРУГУ И ЧЛЕНУ ОБЩЕСТВА
1. Надо забыть все прошлое, не надо думать о причиненных тебе обидах, лишь бы можно было сотрудничать. Также и народ должен забыть о своих прошлых обидах. Будущее светло, надо все принести ему.
2. Надо перекинуть мост в будущее, не надо оглядываться назад. Если ты совершил ошибку, подумай, как надо было поступить, и в следующий раз так и поступай. Не надо жалеть прошлого. Изменяются отношения, изменяется и аура.
3. Каждый день для развития мышления надо брать какой-нибудь вопрос и рассматривать его со всех сторон и сопоставлять с другими вопросами. Советовать это и другим.
4. Надо изучать психическую энергию, наблюдая за ее выявлениями, записывать.
5. Надо следить, чтобы каждое действие, даже малейшее, было сознательно. Если я беру книгу или протягиваю руку, чтобы это происходило сознательно.
6. Надо построить свой внутренний устав и правила поведения, чтобы знать, чем руководствоваться.
7. ЖИВАЯ ЭТИКА – норма поведения, приложенная в жизни.
8. Выбери себе несколько раз в день время для молчания духа, в безмолвии откроем сердце УКАЗУ ВЛАДЫКИ. Иногда своими желаниями мы заграждаем голос УЧИТЕЛЯ.
9. Если случайно является новая мысль, новое построение, переживание, надо записывать, потом конкретно явится ответ в жизни. Особенно внимательным надо быть к повторным мыслям.
10. Вечером надо подумать, что сегодня сделал по УЧЕНИЮ. Не то, что уже по твоей натуре согласно с УЧЕНИЕМ, но то, что ты по Учению совершил наперекор своей натуре.
11. Самое главное – выдержка во всем. Мы много хорошее начинаем, но не кончаем.
12. Когда человек начинает заниматься УЧЕНИЕМ, происходит будто сгущение теней. У каждого выявляются сильнее его плохие качества. Также, когда вспахивают землю, появляются сорняки. Происходит переоценка. Потому надо знать свой путь и обрести терпение.
13. Самая сердечная беседа – это с глазу на глаз. Так любят беседовать на Востоке. Не надо читать вместе, но отдельно, потом делиться.
14. Требовать, приказывать другому не надо, но высказывать так, чтобы другой понял. Найти такую форму, которую другой принял бы.
15. Убедить личным примером.
1б. Важно подобрать слова чтобы не увеличить самость другого, а то вместо помощи можно ухудшить дело.
17. Кто руководит, должен иметь чуткость, чтобы видеть, хватит ли у другого огня и сил для дальнейшего развития. Каждый приходящий приносит свою ношу – карму. Прежде, чем приобщить, надо узнать, кто он.
18. Что же делать? Принимая во внимание теперешние условия, возможности, стараться говорить на понятном языке.
19. Надо путем науки, искусства, морали воздействовать на окружающее и поднимать энтузиазм и героизм. Надо во всем и всегда поддерживать энтузиазм, если он направлен на общее благо.
20. Западные философы говорят высокие слова, но живут обыденной жизнью. А оттого Запад не преуспевает. Напротив, Восток сразу применяет в жизни.
21. Вряд ли западным путем можно освободиться от своих ошибок. Запад советует раскаяние, но это – не цель. Восток же не думает об ошибках, но сразу, всем существом, старается жить так, как надо.
УГОЛОК ПОЭЗИИ
СПЕШИТЕ! Спешите делать добрые дела, Отбросьте в сторону сомненья. И если вместе нас судьба свела, Давайте добиваться единенья. Давайте все сердца объединим И мысли все направим мы во благо, И План Владыки в Деле воплотим, Осознанно и пламенно, так надо... С.Журавлев, г.Хабаровск
РАЗДУМЬЕ ОБ ИНДИИ Тебя читал я, думал о тебе. Ты возникала из приморской сини – Вся не такая, вся в иной судьбе, Вся непохожа на мою Россию. История назад несется вскачь. Твоих слонов, моих коней топтанье, Твоих "неприкасаемых" стенанья, Моих юродивых гортанный плач... Твой Тадж-Махал, где зримо божество, И храмы, что, бывало, Русь крестили, И неоглядность края твоего – Как ты похожа на мою Россию... Глубокие морщины стариков, Преданья, что страну исколесили, Смешение десятков языков – Как ты похожа на мою Россию! Здесь только что земля была пуста И нищета свои являла раны, Но, все сметая, стройка начата, Как в праздник красок желто и багряно! Лишь ветер здесь кружил песчаный прах – Людские руки землю воскресили. О Индия в строительных лесах, Как ты похожа на мою Россию. И век не тот, и вся земля не та. Любя не то, не то припоминая, Не узнана еще, не понята, Ты не Россия, ты совсем иная. Я знаю это. И еще милей Твое свеченье в самобытной силе. ...Я слышу в небе крики журавлей – Как ты похожа на мою Россию... Лев Ошанин |
Обладал отец Иоанн и чудесным даром исцеления. Многих людей излечил и лично, и заочно, и наедине, и при большом стечении народа. Исцелял он не только от телесных недугов. Как-то отправились два гвардейских офицера по настоянию родственниц встретиться с отцом Иоанном. "Ну что ж, поболтаем", – говорили легкомысленно по дороге. А когда прибыли, вынес келейник им пустой стакан с серебряной ложечкой и отдал со словами: "Батюшка поболтать велел". На всю жизнь соскочило легкомыслие с незадачливых гвардейцев. Однажды в Архангельске жене одного священника, Любови Павловне, присутствовавшей при совершении отцом Иоанном Божественной Литургии, подумалось “как хорошо было бы, если бы в самом деле Христос благословлял нас в это время”. “Вдруг, – вспоминала она, – ясно-преясно увидела, что над головою Святителя стоит сам Христос в препрославленном виде, на нем одеяние пресветло-светлое, блестяще-голубое и белыми как снег перстами касается слегка как будто Его Главы...”. Народ знал, чьей силой святы были проповеди и все деяния отца Иоанна. А из дневниковых записей Николая Константиновича встает светлое незабываемое воспоминание: "... издалека замечалась заветная, жданная карета, и торопливо-заботливо проносилось по дому: "идет", "приехал". И опять входил благостно улыбающийся, как бы пронизывающий взором отец Иоанн и благословлял всех, сопровождая благословения каждому каким-то особым, нужным словом. Кому-то Он говорил: “Радуйся”, кому-то “Не печалуйся”, кому-то “В болезни не отчаивайся”. Все эти быстрые слова имели глубочайшее значение, открывавшееся иногда даже через продолжительное время. Затем говорилось "помолимся". После чего следовало то поразительно возвышающее служение, которое на всю жизнь не забудет тот, кто хоть однажды слышал и приобщался к нему. Поистине, потрясающе незабываема была молитва Господня в устах отца Иоанна. Невозможно было без трепета и слез слушать, как обращался этот Высокий Служитель к самому Господу с такою верою, с таким утверждением, в таком пламенном молении, что Священное Присутствие проникало все сердца. Продолжением того же священного служения бывала и вся трапеза с отцом Иоанном. Мы, гимназисты, от самых первых классов, а затем и студенты, навсегда вдохновлялись этим особо знаменательным настроением, которое продолжает жить нестираемо десятки лет – на всю жизнь. Тут же за трапезой происходили самые замечательные указания и прозрения. ...Помню однажды отец Иоанн подозвал меня, тогда гимназиста младших классов, и, налив блюдечко старого портвейна, дал выпить из своих рук. Когда же моя матушка заметила, что "он у нас вина не пьет", то отец Иоанн сказал: "Ничего, ничего, скоро нужно будет". А через две недели у меня открылся тиф, и при выздоровлении врач предписал мне для подкрепления сил именно этот старый портвейн. Также всегда помню благословение отца Иоанна на изучение истории и художества и неоднократные заботы о болезнях моих, которым я был подвержен в школьные годы. Одно из последних моих свиданий с ним было уже в Академии Художеств, когда теснимый толпой почитаемый пастырь после литургии проходил залами академического музея. Увидев меня в толпе, Он на расстоянии благословил и тут же через головы людей послал один из своих последних заветов". Знал святой прозорливец кого пестовал. Знал на какой подвиг благословлял.
РЕРИХ И ТАГОР “В человеке живет ощущение, что он участвует в чем-то, что выше его понимания... Этот зов исходит из глубин его души - зов его внутренней истины, недоступной простому званию и логическому мышлению”. Рабиндранат Тагор И рождаются люди, чьи сердца откликаются на священный зов Прекрасного, отдавая себя ему на служение. Даже за тридевять земель сердца эти почуят глубинное родство друг друга, перекликнутся светлым приветом и умножат свою мощь, утверждая красоту надземную в земном мире. По петербургским улицам, как на крыльях возвращается Елена Ивановна Рерих домой из книжного магазина. Уже не раз доводилось ей находить на книжных полках нечто самое новое, нужное и вдохновительное. На этот раз в руках ее тоненькая книжечка жертвенных песнопений с чарующим названием "Гитанджали". Как откровение, как сияние радуги восстал Тагор перед духовным взором Рерихов. Русский перевод сохранил всю глубину и трепетность индийской мысли в Тагоровых песнях – сказалось родство, уходящее в санскритские корни. Как сразу полюбили Тагора! Как поверили, что принадлежит он не к земному миру условных фактов, но к миру великой правды и красоты. Каков он? Где и как живет этот гигант мысли и прекрасных образов? Прочно зародилась мечта: где бы встретиться? Не доведет ли судьба и здесь, в этом мире еще, увидеть того, кто так мощно позвал к красоте-победительнице? Именно в эти, первые, годы ХХ столетия индийская тема прочно поселяется в литературных и художественных произведениях Рериха. Рождается чудный образ Девассари Абунту, и Гайятри, и царя в сказке "Граница царства". Словно напомнил Тагор что-то забытое, но давно знакомое, бесконечно родное. "Над пустынной рекой, среди высоких трав, я сказал ей: – Девушка, куда идешь ты, прикрыв свой светильник одеждой? Дом мой одинок и темен – дай мне света! Она на мгновение подняла свои темные глаза и сквозь сумрак взглянула мне в лицо. – Я пришла к реке, – отвечала она, – чтобы пустить светильник по течению, когда дневной свет угаснет. Одиноко стоял я среди высоких трав и смотрел на робкий огонек ее светильника, бесплодно уносимого течением". Так поют "Гитанджали". И вот уже сам Рерих пишет: "К черным озерам ночью сходятся индийские женщины. Со свечами. Звонят в тонкие колокольчики. Вызывают из воды священных черепах. Их кормят. В ореховую скорлупу свечи вставляют. Пускают по озеру. Ищут судьбу. Гадают. Живет в Индии красота. Заманчив великий Индийский путь". Перекликнулись два могучих духа зовом о красоте. И повелительные мечты о встрече исполнились. Неисповедимыми путями ткет судьба эти встречи творцов Прекрасного. Ткет так вдохновенно, как никакое человеческое воображение и не представит себе. В 1920-м году Рерихи находятся в Лондоне. Но уже всеми помыслами летят они в Индию. От жгучих равнин до снежных высот Гималаев единым могучим магнитом тянет к себе великая древняя страна. Николай Константинович пишет индусскую серию - панно "Сны Востока". В это время Рабиндранат Тагор, находясь в Лондоне и прослышав о русских картинах, сказал своему спутнику Кедарнату Дас Гупта: "Сегодня я доставлю вам большое удовольствие", – и отправился с ним на Квинсгэт-террас в мастерскую Рериха. Так и застал он его за работой над индийской темой. "Помню удивление поэта при виде такого совпадения, – говорится в "Листах дневника" художника. – Помним, как прекрасно вошел он, и духовный облик его заставил затрепетать наши сердца. Ведь недаром говорится, что первое впечатление самое верное. Именно самое первое впечатление и сразу дало полное и глубокое отображение сущности Тагора". Елена Ивановна показывает гостям картины мужа, а перед их внутренним взором встает прекрасный идеал Востока: Пракрити и Пуруша, человек явленный через женщину. Текут незабываемые беседы, высказываются проникновенные суждения об искусстве. Тагор поддерживает Рериха в его намерениях. Расставшись, он пишет ему письмо, насыщенное впечатлениями памятной встречи. Чуть позже, с 1921-го года при его содействии в индийской прессе стали появляться публикации о Рерихе. Следующая встреча произошла в Америке, где в лекциях поэт так убедительно говорил о законах Красоты и человеческих взаимоотношений. Подвигом назвал Рерих дело Тагора, обходящего мир с молением, с призывом, с повелительным зовом о Красоте, так парадоксально звучащим в суете огромного города. "Когда думается о несломимой энергии, о благословенном энтузиазме, о чистой культуре, передо мною всегда встает столь близкий мне облик Рабиндраната Тагора". Эти слова Рериха столь же применимы и к нему самому. Они действительно очень близки эти два сеятеля Прекрасных Образов. Близки в понимании сути Прекрасного. "Моя песнь сбросила с себя украшения. На ней нет нарядов и убранства. Они омрачили бы наш союз. Они мешали бы нам, они задушили бы твой шепот. Тщеславие поэта со стыдом рассеивается перед тобою. О поэт-наставник, я сажусь у ног твоих. Пусть моя жизнь будет проста и правдива, как свирель из тростника, которую ты наполняешь звуками". Так поют "Гитанджали". Когда Рерихи были уже на южных склонах восточных Гималаев, невдалеке от Дарджилинга, Николай Константинович, приступив к созданию картин об Индии, решительно изгнал экзотику. Картиной "Жемчуг исканий" открывается новая страница его творчества – первая картина, написанная на Востоке. Учитель и ученик на фоне ослепительных Гималайских Гор, покрытых вечными снегами. Взоры устремлены на ожерелье – на Востоке и Западе символ вечности. Поиск вечен. Дальнейшая деятельность Рерихов напряженна и до сказочности необычна. Сначала знаменитая экспедиция, затем организация Института Гималайских исследований. И помимо научных трудов сотни картин, статьи, книги, огромная переписка. Рабиндранат Тагор живет в это время заботами о развивающемся учебном Центре в Шантиникетоне. Там вырастает мощное древо культуры – настоящий ашрам. В письмах Тагор зовет Рериха приехать: "Мне доставит истинное удовольствие познакомить Вас с детищем всей моей жизни, каким является Шантиникетон". "Виджая Тагор!" – победа Тагора! – пишет Николай Константинович приветственное слово поэту ко дню его 70-летия. Издали перекликаются два светоча, заложившие два культурных Центра на индийской земле. А в августе 1941-го, справляя поминки по Тагору, Николай Константинович с болью записал в дневнике: "За восемнадцать лет не пришлось побывать в Шантиникетоне. То жара мешала, то Тагор уезжал, то наши азийские экспедиции уводили нас далеко. Все что-нибудь мешало, а теперь уже не поедешь на пустое пепелище. Да и уцелеет ли оно? Рабиндранат был двигателем, был душою Культурного очага. Как-то проживет дело без главы?" Надвинувшаяся в это время чудовищная туча войны оборвала и все связи Гималайского института "Урусвати". Экспедиции прекратились. Лаборатории пришлось законсервировать. На десятилетия замерла деятельность. Но тщетность усилий светлых тружеников иллюзорна. Наступают сроки, и посеянное зерно Прекрасного процветает прекрасным цветком и дает прекрасные плоды. Когда умрет цветок, Куда уходит красота? Она уходит в сок, Живет в душе плода. Р.Тагор И если наши сердца способны впитывать огненный сок молений о Культуре, о Красоте, то будут и плоды. Дело Учителей живо напряжением духа учеников. |